Начиная с младенческого возраста у ребенка появляется возможность понимать себя. Если мы возьмем наш фольклор, то весь он про то, как взаимодействовать взрослому с ребенком от рождения до года. Потешки и присказки направлены на то, чтобы ребенок научился понимать свое тело, определять, где головка, ручки и ножки.
Дело в том, что задача ребенка года – научиться чувствовать себя отдельным. Любая стадия развития ребенка обусловлена теми задачами, которые ему необходимо решить в каждом возрасте. Подробнее об этом рассказывает психолог Московского института психоанализа Татьяна Пуйда.
Ребенок от 0 до года
До года ребенок должен потихоньку приспособиться к разным звукам, он должен понять, что вещества могут твердые и мягкие, с разным звуком, влажные и твердые. И все игрушки для детей до года на это направлены – у них разные поверхности, они шуршат, звенят.
От 0 до года – это манипулятивная игра. Это манипуляции, связанные с собственным телом. Сначала маленький замечает свои ручки и начинает ими как бы играться – так формируется координация рука–нос, рука–глаз, рука–рука.
Дальше он потихоньку учится манипуляровать предметами. После ручек найдет ножки, а потом заходишь – а у него в руках погремушка, и он ей гремит. Сперва это будет просто случайность, потом его эта случайность заинтересует – и он понемногу обучится держать игрушку, перекладывать ее из ручки в ручку.
Следом его начнет интересовать пространство. Где-то к 8 месяцам малыш научится стоять, ползать, а еще… кидаться. И часто у родителей возникает на этом этапе мысль: он вредный, он постоянно что-то кидает. На самом деле он осуществляет невероятно важную для себя задачу – осознает, что он может замахнуться, кинуть и попасть туда, куда, например, уже попал до этого – для него это невероятное открытие, этим нужно насладиться.
Когда же он научится перемещаться в пространстве, то есть заползать или убегать куда-нибудь, не слушаясь, он будет делать это опять же не из вредности, а чтобы насладиться своими возможностями. Он так долго лежал в кроватке или манеже, а теперь у него такой прорыв. Для ребенка это подтверждение того, что он существует, притом отдельно от мамы. Он осознает, что физически от нее отделился, и это дарит ему чувство своей грандиозности. Ребенку ведь очень важно понимание того, что он есть и может менять пространство вокруг себя. Эту деятельность можно рассматривать как игру, она предваряет дальнейшее его взросление.
Ребенок от года до 2-х
Ребенку от года до двух свойственна стереотипная игра, то есть игра, у которой нет цели. То есть надо не собрать пирамидку, а погрузиться в процесс ее собирания и разбирания. Для него это возможность научиться управлять предметами: пересыпать, переливать, расставлять вещи вокруг себя. Если в прошлом периоде он получил представление о своей грандиозности, то здесь ребенок сталкивается с тем, что родители его ограничивают (не дают все испачкать, например), и он понимает, что не так уж он грандиозен, а мир не такой уж безопасный.
К трехлетнему возрасту задача ребенка заключается в понятии «я сам». Оно появляется, потому что если в год ему важно почувствовать свою физическую отдельность от мамы, то в три года малыш хочет ощутить свою эмоциональную отдельность. И его игры будут про это. Он будет проявлять характер, чтобы отделиться собственными эмоциями от ухаживающих родителей, будет учиться понимать, что его эмоции не всегда такие же, как у мамы.
В его играх уже появляется сюжет, есть некие персонажи, которые в этом сюжете по-разному взаимодействуют. Это могут быть очень разные игры с внесением эмоционального сюжета. У ребенка как раз сейчас пробуждается способность (иногда это происходит в 2 года) к символизации – благодаря ей он учится фантазировать, воображать, творить, перерабатывать проблемы из своего внутреннего мира, не впадая в тяжелое состояние.
И чем старше будет становиться ребенок, тем больше в игры будет внесено эмоционального и сюжетного смысла. Дети будут играть в то, что их интересует: в больницу, магазин, прятки. В каждой игре они реализовывают для себя какие-то смыслы. В прятках, например, детям важно, чтобы их нашли. Для каждого ребенка это доказательство, что он существует, что он нужен, раз уж его нашли. Дочки-матери дают целое поле для внутренних проживаний (как устроены отношения, жизнь, как заботиться), магазин олицетворяет социум, учит обращению с деньгами, понятию «отдавать». В общем, любая игра ребенка – его попытка понять, как устроен мир.
Больше информации вы сможете узнать из видеолекции на сайте Московского института психоанализа, в рамках спецпроекта «Ребенок. От рождения до школы» (http://www.mip-event.com/ ) – открытого бесплатного образовательного лектория для активных родителей, посвященного развитию и воспитанию детей.