Календарь развития ребенка
на 9 неделе

Ваш ребенок
Питание и уход за малышом
Сон и безопасность

Развивающие игры

Учимся различать знакомые лица

Игра 1. «Семейный альбом»

В этот период у ребёнка формируется способность различать по лицу своих и чужих. Появление родного лица приносит малышу большую радость. Чередование разных изображений помогает научиться различать знакомые лица за доли секунды.

Вам понадобятся

5 цветных фотографий лиц родственников размером 10х15 см, 2 листа картона или плотной бумаги, 5 коктейльных трубочек, клей, скотч и ножницы.

Как сделать игрушку

Вырежьте из листа картона карточки размером 10х15 см и наклейте на каждую из них по фотографии. Затем скотчем с задней стороны каждой карточки с фотографией прикрепите верхний конец коктейльной трубочки. У вас получилось 5 табличек с портретами родственников, которые мы можете показывать малышу.

План игры

1. Посадите малыша в кресло-переноску или расположите у себя на коленях таким образом, чтобы вы могли видеть его выражение лица. 2. Покажите один из портретов на расстоянии 30 см и удивлённо спросите: «Кто это?» 3. Дождитесь, пока ребёнок узнает лицо на портрете и улыбнётся, и подтвердите его правоту: «Да, это дедушка!» Если малыш не узнает родственника, улыбнитесь сами и скажите: «Это же дедушка!» 4. Повторите то же самое с остальными портретами. Обратите внимание, на какие лица малыш реагирует слабее всего, и постарайтесь сделать так, чтобы он чаще общался с этими родственниками.

Родителям на заметку

1. Портретов может быть больше, однако лучше включать в игру фотографии тех родственников, которых малыш видит чаще всего. 2. Не прикрывайте своё лицо чужим портретом во время игры. Это может запутать или даже напугать малыша. Смотрите на портрет вместе с ним. 3. По тем же причинам не используйте свой портрет во время игры – пусть это делает кто-то другой из родных. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Ваш ребенок продолжает активно расти и набираться сил, ведь впереди его ждет столько интересного. В этом возрасте вес мальчиков колеблется от 4,9 до 6,3 кг при росте 56,4 - 60,4 см. Соответствующие показатели для девочек: 4,5 - 5,8 кг и 55,0 - 59,1 см*.

Поведение малыша становится все более осознанным. Реакция ребенка на внешние раздражители меняется в соответствие с обстановкой, тогда как в первые недели жизни его поведение диктовалось исключительно безусловными рефлексами. Во время кормления кроха теперь не сразу начинает есть, когда рядом с его ротиком оказывается мамин сосок. Он может повертеть головой, поискать сосок глазами, поерзать у мамы на руках, чтобы устроиться поудобнее, похватать сосок губами и только потом приступить к процессу.

Еще одним признаком взросления ребенка является его способность осознанно сосать большой палец руки. Раньше он с удовольствием сосал палец, когда тот случайно оказывался у него во рту, и начинал плакать, когда палец выскакивал изо рта. Теперь малыш лучше управляет своим телом и может сосать свой большой палец, когда пожелает.

Движения девятинедельного ребенка стали более разнообразными: он может самостоятельно поднимать ручки над головой, лежа на спине, умеет поднимать головку, лежа на животе, и приподниматься на руках на несколько секунд.

Малыш начинает хорошо видеть людей и предметы на расстоянии нескольких шагов. Слух у детей этого возраста тоже совершенствуется. Если раньше кроха реагировал только на громкие звуки, то теперь он прислушивается к шелесту занавесок и шороху маминых шагов. Как и прежде, ребенок замирает, услышав незнакомый звук. Обнаружив его источник, он успокаивается и продолжает прерванное занятие, например, пристальное изучение собственных ножек.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

В этом возрасте дети активно приветствуют мир улыбкой и особенно радуются любому предмету, напоминающему человеческое лицо - от круглой тарелки с нарисованными глазами до карнавальной маски или куклы.

Ваш малыш с одинаковым удовольствием изучает как мир вокруг, так и собственные ручки и ножки, с интересом их рассматривая и пытаясь попробовать на вкус.

Он интересуется любыми звуками, в том числе и теми, которые производит сам. Хотя до настоящих разговоров дело дойдет еще не скоро, кроха может подолгу тренироваться, произнося вслух простые звуки, например, «а-а-а» и «э-э». Ребенок может час спокойно лежать в кроватке, беседуя сам с собой. Если записать лепет малыша на диктофон, то при воспроизведении кроха будет внимательно слушать и пытаться «поговорить» с невидимым собеседником. Собственный голос может успокоить малыша и помочь ему заснуть.

Мама и папа теперь не просто источники еды, комфорта и безопасности, но и главные собеседники и товарищи по играм. В этом возрасте ребенок испытывает повышенную потребность в общении, ему необходимо, чтобы с ним как можно больше разговаривали, играли, реагировали на его действия.

Питание

Теперь, когда малыш физически окреп, многие мамы замечают, что цифры на весах как будто остановились или перестали соответствовать средним возрастным значениям.

В этом возрасте детям требуется 900 г материнского молока (или адаптированной молочной смеси при невозможности грудного вскармливания).* Если подросший малыш неправильно берет грудь, ему будет трудно добраться до самого питательного «заднего» молока. Проверьте, правильный ли захват у малыша. Попробуйте реже менять грудь, возможно, кроха не успевает высосать «заднее» калорийное молоко, а ведь именно в нем содержится наибольшее количество питательных веществ.

Возможно, небольшая недельная прибавка в весе вашего малыша связана с тем, что вы часто занимаетесь с ним физическими упражнениями, делаете массаж и т. д. Дети развиваются не равномерно, а скачкообразно: ребенок, который перестал прибавлять в весе на этой неделе, может легко перевыполнить норму на следующей.

Поскольку дети в этом возрасте не могут съесть грудного молока больше, чем им необходимо, не прерывайте кормление по собственной инициативе: малыш сам поймет, когда наелся.

Примечание:
ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Превратите в веселую игру рутинные ежедневные занятия.

Например, прикрепите яркий воздушный шар над пеленальным столом. Малыш с интересом будет наблюдать за качающимся шаром. Скоро он будет пытаться дотронуться до шара и ударить по нему рукой.

Чем бы вы не занимались с ребенком, пойте ему веселые песенки и читайте стихи. Пусть у вас и малыша будут специальные песенки для переодевания и смены подгузника, для купания и сеанса массажа.

Ваше хорошее настроение обязательно передастся ребенку. Поощряйте его попытки к общению ласковыми словами, поглаживаниями и поцелуями.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Попробуйте усложнить игру «лицо на тарелке». Нарисуйте на одной стороне бумажной тарелки веселую рожицу, а на другой — печальную, с опущенными уголками губ. Поворачивайте тарелку перед глазами ребенка то веселой стороной, то печальной. Малышу понравится смотреть на «живую» игрушку, и скоро он будет пытаться с ней пообщаться.

Прежде чем войти в комнату к ребенку, позовите его по имени. Скоро он запомнит, что ваше появление связано с определенными звуками, и будет ждать, когда вы появитесь, услышав ваш голос.

Продолжайте «кататься на велосипеде» с малышом. Положите его на спинку, осторожно возьмите в руки его ступни и начинайте двигать его ножками так, как будто он крутит педали. Скоро кроха сам начнет подталкивать ваши руки. Не забывайте петь спортивную песенку и хвалить маленького велосипедиста за старания.

Сон

В этом возрасте дети обычно спят 17-18 часов в сутки*.

Активные малыши отказываются спать более 14 часов и прекрасно себя чувствуют. Если ребенок хорошо набирает вес, готов к общению, улыбается, хорошо двигается — значит, он отлично высыпается, и нет необходимости специально укладывать его спать.

Если до этого момента ребенок спал в родительской постели, то сейчас можно пробовать приучать его засыпать самостоятельно в отдельной кровати. Не оставляйте без своей поддержки капризного или перевозбужденного малыша. Но, если он заснул у вас на руках, попробуйте переложить его в детскую кроватку. С кроваткой у крохи должны быть связаны только положительные эмоции. Когда малыш бодрствует, кроватка — место для веселых игр и наблюдений за окружающим миром. Для спящего ребенка — это островок комфорта и безопасности, ведь мама всегда рядом и придет по первому зову.

Помните, проснувшись в одиночестве, мокром подгузнике и изрядно голодным, малыш сразу начнет звать маму. Если она не появится в скором времени, ребенок может начать связывать ощущение дискомфорта и одиночества со своей кроваткой и будет активно сопротивляться всем попыткам оставить его одного в этом неуютном месте.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Дети в этом возрасте уже достаточно хорошо умеют управлять своим телом. Если ребенку в руки попадет погремушка, он решит, что это часть руки, и попытается засунуть ее в рот (ведь он уже умеет сосать большой палец, и ему это нравится). Обязательно проследите, чтобы все игрушки соответствовали возрасту малыша и были изготовлены из безопасных материалов.

Не включайте в комнате, где находится ребенок, телевизор: возможно, малыш с интересом отреагирует на новое развлечение, но в этом возрасте такой мощный поток зрительных и звуковых образов легко может привести к переутомлению и нарушению сна.

Фотографии малышей этого периода