Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 5 (май) 2004 г.

Дети-погодки: пора играть

Новорожденный, конечно, потребует много внимания: к новому человечку еще нужно привыкнуть, понять его потребности, а первый ребенок еще такой крошка, он тоже совсем не может (или не хочет) без вас. Он ревнует и не понимает, почему мама так много времени посвящает кому-то еще.
Для того, чтобы старший не скучал, когда вы заняты с маленьким, нужно его чем-то занять, тогда вы сможете спокойно укачать малыша, покормить его и т. д.

От того, как вы сумеете на первых порах занять старшего, когда занимаетесь с младшим, будет зависеть, насколько сильно он будет ревновать в такие минуты. Если ему будет интересно и весело, то отсутствие мамы (или ее внимания) будет восприниматься не так остро. Эти же игры подойдут, если вам нужно что-то срочно сделать по хозяйству.
Внимание, совет: Научите старшего самостоятельно есть, одеваться, играть, преодолевать ступеньки, держась за перила, и т. п. до появления младшего. «Потренируйтесь» на некоторое время выходить из ванной, когда он купается (при условии, что воды не слишком много, ванна не слишком скользкая, а слышимость отличная), чтобы он не боялся. Даже если из ревности первенец «временно» забудет эти навыки, вспомнить легче, чем выучить с нуля.
Занятия для старшего
Кассета со сказками (желательно новая, припасенная заранее, или любимая). Это подходит тем детям, которые любят сказки и охотно их слушают, лучше приучить к этому ребенка до появления младшего. Не злоупотребляйте мультфильмами. Готовый видеоряд не требует никаких усилий со стороны ребенка: ему незачем напрягаться, фантазировать, что-то представлять. К тому же, ставить их часто и надолго – большое искушение, малыш легко «нейтрализован», но у него портятся глаза и осанка, он меньше общается, развитие речи тоже весьма сомнительное.
Крупа, мука, тесто.
Когда младшенький чуть-чуть подрастет, это занимает их вместе (лучше там, где легко убрать, и сразу после этого может понадобиться умывание). Грязи много, но радости и пользы (развивается мелка моторика, необычные тактильные ощущения развивают пальчики и т. п.) не меньше.
Крупа подойдет любая: пшено, ячка с горохом и т. д., можно менять (какое-то время одна крупа, потом другая). Насыпать в таз. Набросать туда мелких игрушек, монеток и т. п. Подсыпать новые. Показать малышу, как их можно искать и раскапывать. Можно поставить рядом небольшую мисочку, куда он сможет складывать свои «сокровища».
Расскажите сказку про Золушку, вспомните, как птицы помогли ей разобрать крупу, перемешайте два сорта зерен, дайте две чашки, предложите разобрать крупу по разным чашкам. Прекрасно развивает мелкую моторику.
Перемешайте две крупы, например, рис и манку, фасоль и манку (в зависимости от отверстий в сите) и т. п. Покажите отдельно крупицы риса и манки. «Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус, он достаточно долго может быть занят этим «делом». Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала одну крупу, а потом – другую. Пусть просеивает, а просеянную крупу пусть пересыпает в приготовленную тарелку.
Поставьте перед ребенком две чашки: слева – чашку с крупой, а справа – пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней.
Пусть поиграет в мельника и пекаря. Для этого нужна мука и крахмал, можно посадить ребенка в ванной, где будет легко потом убрать. В муку можно добавлять воду и наблюдать, как она превращается в «месиво».
Рецепт теста: мука, соль, вода, немного растительного масла, можно краску добавить краску или пищевой краситель, хорошо размесить). Оно слишком соленое, чтобы ребенок захотел его съесть, хорошо мнется, послушное, фигурки быстро застывают, потом их можно еще и раскрашивать. Из такого теста можно не только лепить, но и вырезать ножиком или с помощью специальных формочек, делать фигурки. Украшать макаронами, зернышками, пуговицами, ракушками и т. д.
Рыбалка.
Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски.
Глазомер.
Поставьте перед ребенком несколько баночек, емкостей с закрытыми крышками (они должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать их сразу открытыми (это сложнее).
Домашнее хозяйство.
Предложите ребенку помыть или подмести пол, протереть пыль, помыть посуду, куклу и т. п. Для этого вы должны выдать ему «орудия труда» и, возможно, униформу. Кроме того, для мытья и стирки потребуется немного воды, маленькая тряпочка или губка и т. п. Хорошо, когда у ребенка вообще есть свое собственное маленькое ведерко с тряпкой и небольшой совочек со щеткой, которым он может за собой подметать. Обычно в этом возрасте для детей домашнее хозяйство – это не что-то нудное и неприятное, а нечто таинственное и недосягаемое, что делает его самостоятельным и приобщает к миру взрослых.
Что касается стирки, это может стать прекрасной игрой, тоже развивающей мелкую моторику и повышающей самооценку ребенка, если вы заранее подготовитесь. Покажите ребенку, как нужно стирать по-настоящему: намыливать, полоскать, отжимать, встряхивать и развешивать. В наш век автоматической стирки большинство детей этого никогда не видели. Если вы натяните на уровне ребенка веревочку и дадите прищепки, восторгу не будет конца. Веревку (шнурок) можно привязать к двум стульям.
Внимание, совет: Не обманывайте ребенка. Если уж решились на такие игры, дайте ему стирать и мыть настоящие, а не игрушечные вещи (носочки, носовые платки и т. п., пластиковую или железную посуду, фарфоровую и стеклянную лучше давать только под присмотром – даже у взрослого чашка может выскользнуть из рук, это учит быть осторожнее).
Рисование.
Хорошо подойдет раскрашивание каких-то вещиц (сделанных из того же теста) или рисование на специально отведенной стене (можно приколоть лист ватмана или обоев с обратной стороны), в ванной на кафеле и т. д. В зависимости от того, с чем ребенок умеет обращаться, можно дать краски (варенье, оставшуюся от завтрака кашу и т. п.) или мелки (самые безопасные – восковые). Кроме того, существуют специальные краски для рисования руками.
Расскажите про волшебные краски, покажите, как можно их смешивать: синий и желтый = зеленый, красный и синий = фиолетовый, красный и желтый = оранжевый.
Научите делать отпечатки (штампы, печати). Сначала, пальчиком, ладошкой или ступней, а затем и любыми предметами (кубиком, стаканчиком, катушкой от ниток и т. д.). Можно купить и специальный набор или вырезать что-то на ластике (это уже, можно сказать гравюра).
Песочница.
Можно просто в таз или небольшой надувной бассейн набрать песок, прокалить его в духовке или привезти с моря), малыш с удовольствием будет копаться в нем, зарывать разные предметы, лепить куличики и строить замки.
Но если хотите сделать песочницу по всем правилам игротерапии, приготовьте, водонепроницаемый (желательно) ящик размером примерно 50 Х 70 Х 8 см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Хорошо, если вы окрасите дно и борта в синий или голубой цвет, тогда дно ящика будет символизировать воду, а борта – небо. Заполните треть ящика чистым, просеянным песком (можно прокалить его в духовке). Дети предпочитают влажный песок, так что можно его смочить или поставить рядом воду. Подготовьте миниатюрные игрушки.
Продемонстрируйте ребенку разные возможности: раскопайте песок, постройте гору, спрячьте в песке какие-то фигурки, найдите их и т. д. Покажите, как делать куличики. Играйте сами почаще с песком, это поможет снять напряжение, снимет усталость и улучшит настроение.
Спорткомплекс.
Если ребенок спортивный, любит и умеет прыгать, качаться, висеть, очень выручит спорткомплекс, качели и т. п. Подумайте все-таки о мерах безопасности, например, под комплексом положите мат и т. п.
Кроме того, вы можете предложить ребенку новую книжку с наклейками или новую игрушку (мозаику, конструктор и т. п. в зависимости от его вкусов). Запастись желательно заранее.
Они вместе
Постепенно дети учатся играть вместе, общаться, уступать, искать компромисс. Когда младший немного подрастет (хотя бы до того момента, когда сможет уверенно сидеть), практически во все игры можно будет играть вместе, только учтите, что из-за разницы в возрасте, младший будет быстрее утомляться и сильнее пачкаться. И нужно будет с ними играть и заниматься, чтобы предотвращать назревающие конфликты
Чтение.
Пока же младший еще совсем маленький, вы можете читать им вместе, рассказывать сказку, если держите (кормите) младшего на руках, старшего посадите рядом, прикасайтесь к нему тоже. Маленькому это очень полезно, он улавливает ваши интонации, чувствует ритм, слушает живую речь. Когда маленький подрастет, вы будете читать ему «малышовые» книжки, старший пристроится рядом, он сможет «помогать», разучивать и повторять «пройденное когда-то».
Танцы.
Потанцуйте (маленького можно держать на руках). Подойдет любая музыка, которая вам нравится. Понадобятся разные музыкальные инструменты (колокольчики, бубны, марокасы, дудка), или кастрюли с ложками, новый наряд, шелковый платок и т. п.), кружитесь и пойте импровизируйте.
Пчелка.
Маленький – «пчелка», вы держите его на руках, жужжите за него и «летаете», а старший – цветок, пчелка на него летает. Также можно играть в «догонялки» или «прятки». Это очень помогает, когда маленький хочет быть ТОЛЬКО на руках, а старший ревнует и тоже просится на руки.
«Мы едем-едем-едем».
Покатайте их вместе на чем-то, например, на пуфике на колесиках, в коляске, в ящике для игрушек и т. п. Представьте вместе, что это лодка, машина, самолет и т. д. Это здорово развивает воображение и веселит.
«По кочкам», «ладушки» и т. д.
Посадите их обоих к себе на колени, держите покрепче и… поехали. Поверьте, это весело.
Купание.
 Купайте их вместе, брызгайтесь, делайте пену, возьмите побольше игрушек, чашечек и мисочек, из которых можно переливать воду.
Оркестр.
Сыграйте все вместе на кастрюлях (нужны ложки, палки, разные миски и кастрюли), можно с помощью тех же предметов вкладывать одно в другое, прятать меньшее в большем– открывать и закрывать крышку и т. п., попутно изучая размер, свойства предметов и т. п.
Домашнее хозяйство
Учитесь все делать быстро, одновременно несколько дел: покачивайте коляску, варите суп, попутно рассказывая и показывая старшему ребенку овощи, обсуждая их свойства и т. п..
Не пренебрегайте ничьей помощью, активно привлекайте папу, бабушек, соседей и прохожих (например, помочь занести коляску и т. п.).
Обзаведитесь бытовой техникой. Запаситесь полуфабрикатами: на первых порах они очень выручат. Мыть посуду можно один раз в день – вечером, большую часть белья можно не гладить – лучше вздремните полчасика. Если есть возможность, лучше наймите не няню, а помощницу по дому.
Помните, что ваша задача – не поддержать идеальную чистоту, а сгладить ревность и создать гармоничные отношения в вашем маленьком «коллективе».

Наталья Кулакова

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 1
Анна
АннаОдесса
Руслан
Родион

Спасибо за море полезных идей.

Это спам
ОтветитьНравится 
Последние записи