Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№4(апрель)2005

Заикание у детей

Маленький трехлетний ребенок начинает рассказывать что-то в метро своей маме и окружающие обращают внимание на то, что он заикается, прикрывает ладошкой рот, прячет глаза, старается говорить тише. Он захлебывается, старается говорить быстрее, а все слова «заедает». Из сообщения почти ничего не понятно, мама переспрашивает его повышая тон речи его: «Что, что? Ничего не понятно!» – «Нне ммо –ггу!» Затем ребенок  замолкает и перестает вообще что-либо говорить. На глаза наворачиваются слезы, кулачки сжимаются, он отворачивается…

Заикание –это результат нарушения плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение звуков и слогов сопровождается у детей мышечным напряжением –судорогой – речевого аппарата. В заикании у малыша могут проявляться судороги губ, языка, голосовых связок, дыхания.
Ребенок с трудом передает речевое сообщение, а его собеседники испытывают напряжение, слушая такую речь. Как правило, если ребенок произвольно пытается преодолеть эти запинки, то это приводит часто к усилению заикания.
У некоторых детей заикание что называется «висит на губах» и ребенок запинается на первых согласных звуках в словах, например: «Мммама, пппокажи мммне, что у тттебя ввв руках». При таком заикании малыш не может начать говорить слово, а вторая его часть получается легко, и малыш запинается в основном на начальных гласных. В легких случаях заикание встречается только в начале предложения, на первом слове, а дальше предложение проговаривется уже легко.
Существует заикание, которое затрагивает более сложные речевые органы, и даже дыхание. Тогда ребенок заикается на гласных звуках, в начале, в середине и в конце слова. Такое заикание звучит как бы из глубины организма ребенка, затрагивая дыхание и всю артикуляцию. Но у каждого ребенка «свое заикание»,  свои причины его появления, свои индивидуальные особенности его протекания.

Существующие мифы о заикании.

1. «Это пустяковая проблема. Можно не обращать внимания, и все улучшится само по себе». – Заикание со временем не исчезает, а только закрепляется. Дефект с момента закрепления усиливается, и на его устранение требуется больше времени и сил семьи и специалистов.
2. «Он так говорит, пока маленький, вот пойдет в школу, там будет говорить как все дети». – Во время поступления в детский сад или школу заикание усиливается, так как ребенку нужно адаптироваться к новым условиям, а для этого необходимы новые силы организма. Ребенку становится труднее говорить, и кроме того, он начинает тяжело переживать свой дефект, в школе усиливается тревога и невротичность заикающегося ребенка.
3. «Нужно научить ребенка контролировать свою речь». – При некоторых формах заикания такая тактика приемлема и приводит к улучшению речи, а при других приводит только к усилению дефекта. В любом случае нужен индивидуальный подход к каждому ребенку.
4. «Ребенок просто придуривается, если его наказывать, он перестанет морочить нам голову». – Физическое наказание приводит к усилению дефекта,  а также к его углублению. Существуют случаи возникновения заикания после физического наказания ребенка родителями.
5. « Если в семье заикается кто-то из родителей, то малыш непременно будет заикаться» – Нахождение рядом с заикающимся родителем во время появления заикания может привести к его закреплению, но после прохождения курса лечения заикание устраняется. Возможно также коррекция заикания как у ребенка, так и у родителей.

В народе бытует мнение, что причиной заикания является испуг. Часто родители, приходящие с ребенком или подростком на прием к специалисту, говорят: «Его собака испугала». Но в реальности это не совсем так.
Существует несколько видов заикания, каждый из которых имеет различные причины и формы проявления. Определить их может только специалист, поэтому родителям необходимо при появлении заикания у ребенка не тратить драгоценное время и как можно раньше обратиться к детскому психоневрологу, психиатру, психологу или психотерапевту. Не стоит тратить время на посещение различных народных целителей, так как результат этих с позволения сказать «горе-специалистов» в этой области не очевиден. Своевременная и правильная постановка диагноза и назначение лечения, – прогноз успешности избавления от этой сложной и комплексной проблемы. Дело в том, что для разных форм заикания существуют свои методы лечения, часто взаимно исключающие друг друга. При одних формах родителям требуется направить все внимание на речь ребенка и контролировать каждый его звук, обучая ребенка таким образом выстраивать внутренний контроль за своей речью. А при других формах такая тактика приведет только к усилению дефекта. И поэтому важно своевременно и правильно продиагностировать малыша.
Еще 20-30 лет назад в нашей стране не было специализированных центров по устранению заикания у детей, да и на сегодняшний день проблема находится в стадии постоянного изучения, исследования и разработки эффективных методов ее лечения. Но в настоящее время многими специалистами принято и поддерживается мнение о том, что проблема эта многоплановая, сложная и многоосевая. Эффективно в устранении дефекта часто использовать знания не только медицины, но и психологии, логопедии и педагогики. Таким образом, заикание –сложная медико-психолого- логопедическая проблема. И в специализированных центрах возможно наблюдение и лечение ребенка командой специалистов, согласующих свои действия и направляющих свои усилия соответсвенно индивидуальным особенностям каждого обратившегося ребенка и его семьи.
Заикание может возникнуть остро, то есть внезапно, вследствие психической травматизации – испуга, конфликта, неожиданного изменения образа жизни малыша. Заикание может проявиться как в период начала посещения детского сада ребенком, так и в момент рождения в семье братика или сестрички, после переезда на новое место жительства семьи, и при изменении в составе семьи – когда уходит один или несколько членов семьи в результате развода- или при появлении новых членов семьи в результате замужества матери или женитьбы отца, при появлении в семье сводных братьев и сестер. Существуют и другие причины острого появления заикания у ребенка. Также заикание может возрастать и постепенно, иногда усиливаясь в течение многих месяцев. В целом это очень индивидуально у каждого ребенка.
В любом случае, если заикание отмечается не более одного или двух месяцев, то оно считается инициальным (начальным), если оно проявляется дольше –то оно считается закрепившимся.
Для заикания характерно волнообразное течение. Состояние речи может изменяться в зависимости от времени года (осенью и весной обычно усиливаясь), времени суток ( по вечерам оно бывает больше выражено, чем в утренние часы и наоборот). После перенесенного заболевания у многих детей заикание усиливается, но встречаются и те, у которых оно временно затихает.
Дети по-разному говорят дома и в школе или в детском саду, на игровой площадке среди сверстников. Иногда речь ухудшается, казалось бы, и без видимых причин.

Инициальное заикание.
В подавляющем большинстве случаев заикание возникает в раннем дошкольном возрасте,  в период активного развития речи. Чаще всего это происходит в 2-3 года. До этого времени практически невозможно продиагнростировать эту проблему из-за недостаточного овладения ребенком речью. Как только родители заметили внезапно возникшее заикание у ребенка, необходимо немедленно показать его специалисту и, объединив с ним свои усилия, направить все силы на устранение еще незакрепившегося дефекта.

  Общий режим при инициальном заикании.

1. При остро возникшем заикании у ребенка первым делом нужно устранить травмирующую его психику ситуацию. Если это произошло в детском саду, нужно сделать все возможное, чтобы временно отказаться от посещения малышом детского сада. При этом нужно обеспечить домашний режим минимум на один -два месяца. Важно мобилизовать для этого всех членов семьи. Чем раньше принять соответсующие меры, тем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз.
2. Часто обращение с некоторыми людьми (чаще незнакомыми, но бывает и с некоторыми членами семьи) провоцирует у ребенка усиление запинок. Можно проанализировать и составить список ситуаций, в которых речь ребенка ухудшается, а также перечень тех людей, которые влияют на его эмоциональное состояние. Родителям важно орагнизовать жизнь малыша так, чтобы свети до минимума такое общение.
3. Иногда для психики ребенка балготворна полная смена обстановки: переезд на дачу, к бабушке, поездка на какое-то время на море, в пансионат и т.п. Поездка в гости к знакомым может быть недостаточно целесообразна, так как может вызвать у ребенка дополнительное возбуждение от воспоминаний и радостных переживаний. Ехать лучше в нейтральное, спокойное место.
4. Дома родителям рекомендуется соблюдать щадящий речевой режим. Для этого важно создать спокойную доверительную атмосферу. Необходимо временно избегать ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребенка. Безудержное радостное возбуждение в такой период также противопоказано. Желательно отменить посещение зрелищных мероприятий или мест большого скопления людей – большие магазины, кинотеатры, рестораны и т.д. Лучше остановиться на прогулках в парке, сквере, подальше от детских площадок. В период восстановления речи важно изолировать ребенка от любых источников возбуждения и перевозбуждения.
5. В периоды ухудшения речи можно проводить режим молчания – игра в «Молчанку». Можно при этом разговаривать с ребенком жестами, объяснять «на пальцах».
6. Если заикание возникло в результате ревности к мадшему брату или сестре, матери необходимо уделить достаточное внимание старшему ребенку, вовлечь его в совместные семейные дела. Можно дать ему на время вновь почувствовать себя маленьким. Если он захочет -дать ему давно забытые игрушки, даже соску (обыграть это), взять и поносить на руках как малыша. Через некоторое время это ему надоест, и он сам откажется от этой игры. Важно также пересмотреть в ситуациях ревности статус старшего ребенка в семье. Возможно, его сильно выключают из эмоциональных переживаний или перегружают незнакомой и новой для него деятельностью. На приеме у специалиста эти проблемы необходимо обсудить.
7. При чтении новых книг сначала лучше рассмотреть картинки, а потом родителю можно пересказать в свободной форме содержание книжки. Речь взрослого при пересказывании менее напряженная, чем при чтении вслух, и такого рода занятия носят более дружественный характер. Можно также придумывать и свои собственные истории. Что-то вроде сериала с продолжением. Такие занятия хорошо проводить перед сном.
8. В период подготовки ко сну неплохо максимально ритуализировать занятия ребенка, то есть изо дня в день после ужина в одном и том же порядке совершать одни и те же действия. Например, убирать игрушки на место, купаться, рассказывать сказку или придуманную историю, петь колыбельную и т.д. Это облегчает засыпание.
9. Встерчаются случаи нарушения речи, вызванные длительным просмотром телепередач: всевозможные «боевики», «фильмы ужасов», приключенческие телесериалы, многочисленные программы пагубно воздействуют на психику ребенка. А также негативно отражается на психику длительное влияние компьютерных игр. Ребенок сильно перевозбуждается, может возникнуть и заикание. Такое заикание может возникнуть в любом возрасте, как в дошкольном, так и в подростковом. Во время лечения необходимо, чтобы ребенок на какое-то время совсем воздержался от просмотра телепередач и компьютерных игр. Если это совсем невозможно (ребенок активно протестует), необходимо сокращение просмотра телепередач до 1-2 в день общей продолжительностью не более 30 минут в день. С очень маленькими детьми необходимо при просмотре телевизора присутствие взрослых.
10. Все общие усилия семьи и специалистов в период восстановления речи необходимо направить на то, чтобы помочь ребенку изменить манеру речи. Ребенок подражает речи взрослых окружающих его людей. Рядом в это время желательно чтобы не было заикающихся людей. Для самих взрослых необходимо проконтролировать свой темп речи. Постарайтесь говорить медленнее, чем обычно, растягивая слова. Говорить короткими предложениями без излишней эмоциональности, но и не монотонно, как робот. Медленно, но выразительно и употребляя в речи понятные и знакомые ребенку слова.
11. Эффективным бывает приучение малыша к настольным играм, лото, мозаике, занятиям кубиками, конструктором. Это не только успокаивает ребенка, но и развивает тонкую моторику пальцев рук, что тесно связано с развитием речи. Методы коррекции тяжелого заикания основаны на подобных приемах. Можно использовать в игре мелкие предметы: раскладывать пуговицы, нанизывать бусинки, перебирать ракушки, крупу и т.д.
12. Рисование благотворно влияет на психику малыша. Творчески подходя к этому занятию, рисовать можно где угодно и чем угодно: мелом на асфальте, пальцем на запотевшем стекле, ладонью гуашевой краской и акварелью. Лучше для маленьких детей рисовать гуашевой краской большими кистями на больших листах бумаги разной формы и величины. Дети очень любят рисовать просто кончиками пальцев рук или всей ладошкой. Родители не всегда приветствуют такое творчество детей, обрекая их с раннего возраста на определенные штампы и шаблоны. Но психологическими исследованиями отмечено, что таким образом ребенок более полно выражает свое эмоциональное состояние.
13. Полезна для заикающегося ребенка и лепка из пластилина, глины и любой тягучей массы, сохраняющей формую. Глина более мягкая и податливая, а лепка из пластилина иногда вызывает у маленьких детей определенные физические трудности. Все эти спокойные игры нормализуют нервную систему ребенка, а также развивают и обогащают малыша.
14. Успокаивают и снимают напряжение нервной системы ребенка игры с водой и песком. Орагнизовать их летом нет никакой проблемы, а зимой снег заменяет песок и воду.
15. Для малыша с нарушением плавности речи полезно также петь и ритмично двигаться под музыку. Можно один раз в неделю всей семьей проводить специальные упражнения под музыку. Видеокассеты с такими занятиями есть в магазинах. Нет надобности говорить, что все занятия нужно проводить, играя с ребенком.
16. Многие заикающиеся дети разговаривают без запинок с игрушками, животными, маленькими детьми, или надев маски. Родителям важно поощрять это. Целесообразно придумывать различные спектакли, в которых ребенко играет роль самостоятельного, большого, храброго человека. При этом можно использовать маски различных животных и сказочных персонажей. Такие мини-спектакли психологи используют в технике игровой терапии, где снимают нервное напряжение у ребенка, его страхи, разрешают его внутриличностные конфликты.
17. Надо постараться удержать ребенка от речи, если он на грани истерики или плачет. Всхлипывание само по себе часто приводит к повторению слов и слогов и у незаикающихся людей. Важно сначала любым способом успокоить ребенка, отвлечь его чем-нибудь интересным, приласкать, взять на руки. Ребенок должен чувствовать, что мать всегда рядом и от всего его защитит.
18. Иногда дети, страдающие заиканием, употребляют в речи эмблы, то есть говорят короткие слова, вроде «а-а-а», «вот», «ну», «значит» и прочие. Несмотря на то, что эмблы сильно «засоряют» речь, – не стоит ругать его за это. Употребление эмблов удлиняет время высказывания, дает возможность лучше сосредоточиться, подготовить артикуляцию. Этим ребенок сам помогает себе справиться с запинками. Эмблы исчезнут, когда улучшатся речевые способности малыша.
19. Постарайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы его не надо было подгонять. Ведь мы стремимся к тому, чтобы он говорил медленнее, но это невозможно, если он все время слышит в жизни: «Быстрее, быстрее». Если вы очень торопитесь, оденьте или накормите ребенка сами. Дайте на завтрак то, что он ест охотнее, но не делайте жизнь ребенка еще более напряженной.
20. Дневной сон вне всяких сомнений полезен для детей. Но если ребенок отказывается спать днем, не надо делать из укладывания стрессовую ситуацию. Ваш ребенок может провести послеобеденное время сидя в кресле, слушая знакомую сказку или кассету.
21. Заикающийся ребенок время от времени может крутить мелкие предметы в своих руках. Это в некоторой степени снимает его нервное напряжение, отвлекает от речевых трудностей. Можно даже дать ему в руки маленькую игрушку, канцелярскую скрепку или кусочек пластилина.
22. Зачастую бабушки, гордые достижениями своих внуков, хотят их продемонстрировать перед окружающими. Не стоит заставлять ребенка читать стихи перед посторонними, петь песни и т.д., если он сам этого не захочет. С момента появления речевого дефекта, ребенок сам все чаще и чаще отказывается от подобных выступлений. И его отказ следует уважать.
23. Замечено, что в семьях заикающихся детей часто встречается такое неблагоприятное сочетание, как завышенные требования к ребенку и обыкновение быстро говорить. В этих семьях на детей оказывается большое эмоциональное давление, желание, чтобы они соответсвовали некоему высокому стандарту, из-за чего создается нестабильная конфликтная атмосфера. Члены семьи говорят быстро, возбужденно, отдают приказания. Считается, что ребенок должен не просто хорошо говорить,  а быть чуть ли не оратором. Такая атмосфера не способствует тому, чтобы ребенок спокойно и конструктивно принимал свои речевые ошибки. Хорошо бы своим примером дать ребнку понять, что в признании своих ошибок нет ничего страшного. Взрослые порой тоже ошибаются.

Закрепившееся заикание.

Закрепившимся можно считать заикание, наблюдающееся у ребенка более 2-3 месяцев. Надо ли соблюдать режим при закрепившемся заикании? Конечно, пока плавность речи не нормализуется, режим должен быть щадящим. Используются все рекомендации, описанные выше. Ребенок находится под наблюдением специалистов, принимает назначенное лечение, выполняет назначенные процедуры, выполняет упражнения. Существуют десятки различных самостоятельных методов лечения заикания. Эффективными в настоящее время являются медикаментозная терапия, рефлексотерапия, массаж, гипноз, дыхательная и артикуляционная гимнастики, комплексы логопедических упражнений, функциональные тренировки речи в рамках тренинга общения и уверенного поведения, игровая терапия, арт-терапия, пальчиковая гимнастика, аутогенная тренировка, краткосрочная психоаналитическая терапия детей и подростков, современный психоанализ, различные виды психотерапии, работа с образами и сновидениями и многие другие техники и методики. Все эти методы сами по себе эффектывны только временно, поэтому важным является комплексный подход – индивидуально направленная стратегия лечения и подбора методов, эффектывных для каждого конкретного ребенка. То, что бывает эффективно одним детям, противопоказано другим.
Работа с закрепившимся заиканием достаточно длительная, требует много терпения от родителей и самого ребенка. Поэтому родителям важно не откладывать время при появлении заикания у ребенка и не доводить проблему до момента закрепления. Так как для устранения закрепившегося заикания нужно значительно больше времени и сил как специалистов, так и самой семьи в целом.

Прогноз терапии заикания.
Из большого опыта работы с заикающимися детьми и школьниками могу сказать следующее: при инициальном заикании проблема может бесследно устраниться в течении нескольких месяцев. Это зависит от того, есть ли в основе дефекта невротическая составляющая или основой дефекта является органика – патология нервной системы ребенка. При неврозе нарушения речи могут возвращаться и через неопределенное время после вылечивания в различных стрессовых ситуациях, от которых никто не застрахован в жизни. Но восстановление речи после курса лечения идет легко и быстро достигает эффекта. При органике заикание устраняется более длительно, но процесс идет более последовательно. Обычно это зависит от личностных особенностей ребенка и отношения к дефекту его семьи. Такое заикание обычно не имеет такого волнообразного течения, как при неврозе. Терапия идет медленно, но верно. Вероятных срывов не отмечается. Длительность лечения иногда может достигать 1-2х лет.
Закрепившееся заикание – более сложная проблема, так как сам дефект стремится к закреплению. Нельзя забывать о волнообразном течении заикания. В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы со знакомыми и незнакомыми людьми, инсценировать сказки, пересказывать короткие рассказы. В моменты так называемого ухудшения в процессе улучшения предпочтительнее неречевые занятия (игры в «Молчанку»).
Детский сад и школа – серьезные жизненные испытания как для ребенка, так и для его родителей. Далеко не все дети легко справляются с ним. Речь заикающегося малыша во многом будет зависеть от той обстановки, которая сложится вокруг него в школе и детском саду. Разумно в таком случае искать не престижную школу, а спокойного, терпеливого и вдумчивого учителя. Воспитателю или учителю следует заранее рассказать о речевых трудностях вашего малыша. А также предупредить его о том, что психотерапевт не рекомендует подгонять его во время ответа, что ваш ребенок может иногда молчать, даже когда знает ответ на вопрос. Необходимо предупредить учителя, что специалисты категорически против того, чтобы у заикающегося ребенка проверяли умение читать на скорость. Важно объединить свои усилия и вместе с учителями в школе.
Родителям важно знать, что устранение речевого дефекта зачастую длительный процесс, который зависит от своевременности их реагирования на его появление. И желательного результата можно добиться при активном участии всех членов семьи, объединивших свои усилия со специалистами в процессе лечения ребенка.

Парамонова Анжела Анатольевна, психолог –психоаналитик.

Пожаловаться
Рубрика:  Поведение ребенка до 3 лет
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 3
Комментариев нет
Последние записи