Сказки-подсказки на сонные глазки: помогаем малышу

326
0
0

«Моя дочка меня не слушается! Как будто специально все делает, чтобы меня позлить... Убегает с площадки, устраивает истерику в магазине, бросает еду на пол со стола, норовит залезть на шкаф, отнимает игрушки и дерется с детьми на прогулке. А еще ее не уложить спать на ночь... У меня уже просто нет сил. Не знаю, что делать. Пытаюсь разговаривать — не помогает!» — такие сообщения совсем не редкость в социальных сетях и на разных форумах. Своеобразный клич о помощи очень уставшей и даже эмоционально выгорающей мамы, которая начинает верить, что маленький ребенок действительно может делать что-то назло.

Чтобы спокойно реагировать на детские капризы, прежде всего, очень важно заполнить свои собственные моральные и физические ресурсы, без которых мы не в состоянии подобрать верные и спокойные слова. А также вспомнить, что дети всегда повторяют действия, вызывающие наибольшую реакцию у взрослых, желая получить еще больше внимания.

Но сначала позвольте мне вас успокоить. С маленькими детьми нас часто захлестывают эмоции, особенно если это касается безопасности ребенка. Идеальных родителей не существует, мы все — люди и имеем право ошибаться. Образы безупречных мам и пап, навязываемые нам рекламой, красивыми социальными сетями и прочими внешними источниками — просто призраки, отравляющие настоящее родительское счастье. Идеальных нет, это не более чем миф!

Очень важно проработать тревожащие вас ситуации и разобрать с малышом, какие чувства он испытывает. Порой для взрослого лучше отложить беседу с ребенком, когда все эмоции утихомирятся и можно будет взвесить каждое свое слово.

Лучше всего работает метод, который я называю «взгляд со стороны». Это когда ваше с ребёнком внимание обращено не на него самого и его поступок/эмоцию/страх, а на симпатичного ему персонажа, который попал в похожую ситуацию. И тут просто замечательно работают короткие сказки — известный метод «сказкотерапии», о котором последнее время так много говорят все осознанные мамы и папы. Ну а самое главное —такие сказки совсем не трудно придумать самому родителю, чтобы обыграть конкретную ситуацию. Возраст ребенка при этом не имеет значения.

Чтобы сказки действительно помогали, есть один секрет: детям легче всего представлять истории, случившиеся с кем-то хорошо знакомым.

А потому главным героем ваших сказок должен стать самый близкий по детским меркам друг — любимая игрушка. Представляете, каким будет эффект от ваших историй, когда воображение ребёнка оживит плюшевого персонажа, который сталкивается с такими же проблемами и чувствами, как и сам малыш? А еще эти сказки будут изначально пропитаны атмосферой большой любви к герою, ведь детки склонны одушевлять свои игрушки.

Итак, как же придумать свою собственную «засыпательную» сказку?

  • Прежде всего, нужно выбрать главного героя — любимую игрушку. Иногда сложно определить, кто же «самый-самый». Обычно с самыми близкими своими игрушками дети засыпают.
  • В начале истории стоит описать основного персонажа так, чтобы он точно ассоциировался у ребенка с любимой игрушкой (размер, внешний вид, особенности). В идеале герой истории должен чем-то напоминать малышу не только игрушку, но и самого себя.
  • Можно заранее придумать предысторию появления плюшевого персонажа в вашей семье, описав, где он раньше жил, его отличительные качества, которые хотите подчеркнуть и развить в своем ребенке.
  • Если непоседа днем хулиганил (дрался, кидался, разбрасывал игрушки и т.п.), то вечером перед сном ему стоит рассказать, как сказочный друг однажды поступил подобным образом и какими были последствия.
  • Ну и, конечно, все сказки должны заканчиваться хорошо. Главный герой всегда осознает свои ошибки, истинные эмоции, извиняется и исправляется.

На своем примере продемонстрирую, в каких ситуациях стоит использовать сказки, чтобы подсказать малышу, как можно и нельзя себя вести, что хорошо, а что плохо.

Во время прогулки ребенок убегает/залезает в опасные места и не слушается родителей, которые просят этого не делать

Метод сказки:

  • Вечером предлагаем малышу послушать сказку о его любимом друге. Например, у моей дочки это большой плюшевый хаски по имени Хасик. И каждая история начинается с краткого описания Аляски, где раньше жил наш песик вместе со своей семьей — в домиках-юртах, вдали от больших городов. Мама и папа Хасика помогали людям и возили их на санях в упряжке на охоту и рыбалку.
  • А далее наш герой попадает в такую же ситуацию, как и ребенок. Однажды маленький хаски так спешил к друзьям, что не заметил на небе темные тучи. Мама и папа поняли, что надвигается гроза, и просили сына остановиться, но он продолжал убегать от них. В лесу щеночек увидел, что начался сильный дождь, а все его друзья уже укрылись в своих домиках. Хасик спрятался от ливня и грома под высоким деревом, в которое неожиданно ударила молния и отломила большую, тяжелую ветку. Она упала и придавила нашему хаски лапку. Он жалобно скулил и не мог выбраться. К счастью, вовремя подоспели мама с папой и освободили его.
  • Мораль: наш герой осознал, что родители не просто так говорили ему не убегать, а хотели уберечь от опасности. С тех пор Хасик всегда сразу останавливался, когда мама и папа кричали ему: «Стой!»

После этой сказки моя дочка, которая часто увлекалась и убегала во время прогулок в парке, слыша от меня эту фразу, стала сразу останавливаться и ждать меня.

Ребенок долго и шумно засыпает, мешая всем спать

Метод сказки:

  • Описание героя, отличительных качеств (самый мягкий, красивый, добрый, щедрый и т.д.) и краткая история его жизни. Наделение персонажа талантами и особенностями, схожими с самим малышом (хорошо рисует, быстро бегает, всегда делится вкусностями, игрушками или даже сейчас болеет и лечится).
  • Ситуация из нашей сказки: плюшевый друг Хасик так любил играть и веселиться, что вечером ему было трудно быстро засыпать. Он долго ворочался, скулил, пищал, мешая спать родителям. Его отец был вожаком стаи и днем вел за собой всю упряжку собак на санях, доставляя людей на рыбалку. Знал он каждую тропинку на Аляске. Но однажды папа так сильно не выспался, что совсем выбился из сил на обратном пути и чуть было не завел всех хаски и людей в дремучий лес, где водился опасный волк. Потом он все же быстро собрался, отыскал нужную тропу и вернул стаю домой.
  • Мораль: дома мама и Хасик очень ждали возвращения папы и переживали, почему его так долго не было. Когда он уставший наконец возвратился, то сразу же завалился спать. Тогда щеночек сам понял, что долго крутился и тем самым мешал папе высыпаться. С тех пор он ложился на свои подушки и тихо засыпал, думая о завтрашних играх, чтобы все смогли спокойно спать в своих кроватках.

Ситуации в сказках могут быть самыми разными.

Если ребенок вдруг стал драться с другими, можно придумать, что кто-то так же обидел его любимого героя — таким образом выработается сочувствие к другим.

Не любит кашу? А плюшевый персонаж ее просто обожает, потому что она дает силу и энергию на предстоящий день.

Отнимает игрушки у других детей — герой поступил так же и обидел своего лучшего друга, а потом осознал, что так делать неправильно.

Каждый раз вы просто кратко описываете схожую ситуацию и ее решение. А еще при первых успехах не стоит забрасывать эту традицию, ведь со временем малыш может все забыть. Поэтому некоторые особенно актуальные сказки лучше периодически повторять. Вот увидите, результат будет невероятным, если сделать это регулярным ритуалом.

Человеческое подсознание наиболее открыто к новому, некритичному восприятию в дремотном состоянии. Есть теории, что именно во сне наша психика способна подсознательно прорабатывать последние события и делать выводы. В своей книге «Подсознание может все» Джон Кехо, канадский писатель, подчеркивает: 

Физиологи точно определяют, как часто человек видит сны. Младенцы видят сны 50 процентов всего времени, пока спят; недоношенные дети — 70 процентов. Мы чаще видим сны, если предыдущий день был наполнен переживаниями, активной учебой, новыми событиями. Следовательно, сны помогают человеку адаптироваться к переменам в его жизни.

«Сказкотерапия» полезна даже взрослым, ведь придумывание таких историй помогает осознать и свои собственные чувства и эмоции. Они создадут доверительную атмосферу, столь необходимую в периоды активного роста и развития непоседы.

P.S. Сказки-подсказки хороши не только в кроватке, но и, к примеру, за час до сна, когда активные игры уже позади. У нас сложилась традиция рассказывать их на ночь. И результат меня лично ошеломил...

Всего через месяц от начала наших сказок дочка стала засыпать днем и вечером одна в комнате без меня. К слову, раньше она меня не отпускала и приходилось очень долго ее укладывать, сидя рядом. Я связываю это с повышением осознанности, спокойным проживанием взросления и развитием сочувствия (ведь уставшая мама не просто так уходит на кухню, а чтобы скорее доделать домашние дела и тоже лечь спать).

Спокойных снов!

Читайте также:

Все фото: Depositphotos

0
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 0