«В нашей семье есть традиция — каждый месяц мы ходим в театр. Выбираем интересное из детского репертуара, — рассказывает Екатерина, мама 5-летней Маруси. — Наши хиты: «Бременские музыканты», «Золушка», «Маленький принц». Я сама люблю театр. Рада, что и дочка влюбилась в этот вид искусства. После каждого спектакля мы обсуждаем с ней интересные моменты, делимся тем, что особенно понравилось».
Мой сын играет в театральном кружке, — гордится 15-летним Сашей мама Инна. — Начинали с детских спектаклей вроде «Репки», а сейчас уже серьезные роли. Ко Дню Победы репетируют спектакль по мотивам «А зори здесь тихие». И я хочу сказать, что театр изменил моего сына. Он из стеснительного мальчика превратился в уверенного в себе.
И вот 7 причин, чтобы приобщать детей к театральному искусству.
Улучшает работу воображения
Когда режиссер говорит юному артисту фразу «представь себе, что ты…», ребенку нужно погрузиться в это состояние. Научиться переживать страх, когда на самом деле не боишься, радоваться, удивляться, восхищаться... Все это ведет к развитию творческого мышления.
Учит импровизировать
Есть сценарий, по которому ставят спектакль. И каждый юный участник знает свою роль. Но иногда бывает, что что-то идет не так: кто-то забыл слова, не вовремя вышел, перепутал сцену. И здесь уже спасением может стать импровизация. Ребенок, который занимается в театральной студии, способен перенести этот навык и в реальную жизнь, что, безусловно, пойдет ему на пользу.
Расширяет словарный запас
Приобщение детей к театру делает их словарный запас богаче. Зрителем ребенок узнает и запоминает новые слова. А если это юный артист, то каждое новое произведение пополняет лексическую копилку.
Повышает самооценку
Артисты порой признаются, что в детстве были неуверенными в себе детьми. И сцена придала им уверенности, открыла новые качества.
Развивает навыки совместной работы
Театр — это совместная работа увлеченных людей. Даже если моно-спекталь, он все равно предусматривает участие команды. Чтобы рассказать историю на сцене, нужны сценаристы, режиссеры, осветители, дизайнеры, мастера по костюмам. Поэтому дети, увлеченные театром, лучше общаются друг с другом и старшими, что способствует более сильной командной работе.
Учит терпению
Дети-зрители учатся терпению и концентрации внимания на действе, происходящем на сцене. Нельзя громко разговаривать друг с другом, общаться по телефону, стучать ногами по спинке стула, ходить во время спектакля. Так формируются навыки этикета.
Дети-артисты также развивают умение не ожидать сиюминутного результата. Спектакль — работа на несколько недель, а то и месяцев. Репетиции, примерка костюмов, прогоны перед премьерой… Все это формирует у детей такое качество, как терпение.
Способствует развитию эмоционального интеллекта
Сочувствие — одно из самых ценных человеческих качеств. И театр играет важную роль в воспитании чутких детей. Во время спектакля артисты сопереживают, поддерживают, вдохновляют.
И зрители развивают этот навык. Когда в пьесе или в мюзикле идет речь о сложной теме, просмотр позволяет детям обнаружить эмоции, которые они, возможно, ранее не испытывали в своей жизни.
Я бы в артисты пошел. Пусть меня научат!
У детей есть возможность попробовать свои силы на театральном поприще и заявить о своих коллективах. Проект «Школьная классика» направлен на создание школьных театров. После успеха первой кампании российское движение школьников (РДШ) объявило о приеме заявок на второй сезон.
Проект, который реализуется совместно с Театральным институтом им. Бориса Щукина при поддержке Министерства просвещения РФ, разработан специально для тех, кто:
- давно мечтает создать театральный кружок или студию у себя в школе, но не знает, как начать;
- руководит или занимается в школьном театральном кружке или студии и хочет выйти на новый уровень;
- занимается театральной деятельностью и стремится выступить на большой сцене;
- мечтает поработать с известными театральными деятелями;
- хочет ближе познакомиться с профессиями из сферы театральной деятельности.
Мы знаем, что школьные театры — это достаточно известная практика, и нам удалось, имея спрос, создать очень грамотное предложение для ребят. Суть проекта заключается в том, что ребята, участвуя в таких вот мероприятиях, в театральных постановках, не просто развиваются сами как гармоничные личности, учатся говорить, себя презентовать, социализируются. Но еще у ребят формируются нравственные ценности, абсолютно понятные всем людям вне зависимости от возраста, — отмечает исполнительный директор РДШ Ирина Плещева.
Принять участие в проекте «Школьная классика» могут театральные школьные коллективы до 15 человек в возрасте от 12 до 17 лет под руководством взрослого. Предусмотрены два уровня сложности:
- базовый — создание школьного театра с нуля «под ключ»;
- продвинутый — для участников с уже действующими школьными театральными коллективами. Ребята смогут интегрироваться в творческое профессиональное сообщество и принять участие в конкурсе, главным призом которого станет выступление на итоговом мероприятии в Псковской области.
Сегодня 7 тысяч школ заявили, что в их инфраструктуре существуют школьные театры, — говорит Наталия Наумова, директор департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха министерства просвещения РФ. — И наша задача за счет инструментов госполитики, новых проектов, программ повышения квалификации, которые сегодня разрабатывает Театральный институт имени Бориса Щукина, конечно, поддерживать педагогов-инициаторов, помогать через инструменты национального проекта «Образование» создавать материально-техническую базу школ, чтобы это было по-настоящему серьезно.
Все фото: Depositphotos, Pixabay