Кошмар родителя — список книг на лето: уловки, которые помогут ребенку его осилить до 1 сентября

219
0
0

Провожая школьников на летние каникулы, учителя делятся списком литературы, рекомендованной к самостоятельному чтению. Дети реагируют на него по-разному: кто-то с интересом изучает названия книг, предвкушая знакомство с новой информацией. Другие строят гримасы и стараются избегать этой темы в общении с родителями.

Летние каникулы скоро подойдут к концу, и каждый день все быстрее приближают нас к началу учебного года. Папы и мамы еще не волнуются, но уже чаще интересуются, читает ли ребенок книги из школьного списка? Если чадо придумывает тысячи аргументов, чтобы этим не заниматься, в помощь профессиональный опыт и лайфхаки экспертов, которые знают, как помочь детям не просто успеть прочитать список книг на лето, но, в первую очередь, полюбить чтение.

Как рождается детская любовь к чтению: лайфхаки от экспертов

Дорогу осилит идущий. Надо с чего-то начать, — рассказывает писатель, автор веселых учебников по русскому языку Татьяна Рик, делясь личным опытом. — Когда моему сыну было 10–11 лет, я ему и читала вслух летом, и платила постранично за прочитанные книжки (учитывая размер шрифта и за вычетом картинок). Он до сих пор считает это гениальным педагогическим ходом, потому что тогда пристрастился к чтению. Сын стал студентом исторического факультета МГУ, все лето читает серьезные книги. Вот сейчас — по истории французской революции. 

Но как педагог скажу: все дети разные. Сыну такой ход «зашел», как сейчас говорят, но я думаю, что есть дети, для которых он не сработает.

Прививать ребенку любовь к чтению — миссия семьи: родителей, дедушки и бабушки. Это процесс, с которым, справедливости ради, не справиться за оставшиеся месяцы летних каникул. Но начать нужно. С чего? Решение есть у учителя словесности подмосковного лицея города Дедовска Натальи Лукашиной:

Посмотрите рекомендованный список литературы, прочитайте его вместе с ребенком. Замечательно, если мама вспомнит, что ей самой из этого перечня нравится. Например: «Этот рассказ я читала. Он интересный» или «автор мне знакомый. Он пишет очень увлекательно». И расскажет ребенку что-то из прочитанного.

Наталья Лукашина советует родителям, которые стремятся приобщить ребенка к чтению, уделять этому процессу время систематически, не отвлекаясь на другие заботы.

Обязательно 30–40 минут без «я занят (занята). У меня масса дел», — обращается к папам и мамам учитель, подчеркивая. — У вас с ребенком общее дело. И он будет видеть и понимать, что мама не заставляет его читать, занимаясь в это время чем-то важным, а сидит рядом и внимательно слушает (это чтение вслух), или читает свою книгу — ей тоже интересно. Вы становитесь ближе друг другу. Роль семьи — первооснова!

И конфликтолог Максимилиан Бакиров подчеркивает, что дети моделируют свое поведение, глядя на родителей:

Хотите, чтобы ребенок читал? Берите книгу сами! Некогда? А вы проверьте, сколько времени проводите, смотря что-то в смартфонах. Найдете это в показателе «экранное время». Поймите, если не демонстрируете ребенку положительный личный пример, у ребенка в голове происходит внутренний конфликт: мама говорит, что читать надо, а сама смотрит соцсети.

Чтобы совместное с ребенком чтение приносило пользу, а не омрачало микроклимат в семье, Максимилиан Бакиров советует на эти 30–40 минут в день создавать в доме уютное пространство без гаджетов (поставьте их на беззвучный режим и отложите подальше) и дел, на которые мамы обычно срываются (ой, суп «убегает»).

Лайфхаком по приобщению детей к чтению делится заведующая библиотекой №1 подмосковного города Дедовска Валерия Муравьева:

Читайте книгу вдвоем с ребенком. К примеру, ребенок — главу (читает про себя, что не уставать от чтения вслух), затем родитель (он читает вслух). Для школьников постарше хорошо работает такой прием, когда они читают бумажную книгу, а родители параллельно с ними электронную, или вторую бумажную, или по очереди с ребенком. Это вызывает определенный соревновательный момент — ребенок пытается догнать и перегнать. И здесь обязательно должно присутствовать обсуждение прочитанного. Родитель поделится своим мнением, ребенок — своим. Это вдохновляющий и мотивирующий момент.

Привить любовь к чтению можно и используя детское воображение. Книга — это ведь не только предмет, тонкий или толстый, с картинками или без, с крупным шрифтом или мелким…

Книга — это мысли и чувства, зачастую «душевное лекарство». Книга может научить смотреть на жизнь широко раскрытыми глазами, — убеждена учитель Наталья Лукашина. — Родителю нужно указать, куда смотреть: «Давай мы будем вместе мир познавать, наблюдать, какой он многообразный, удивительный и интересный».

Хорошо, если у ребенка есть возможность увидеть то, о чем он читал в книгах. «Помню, как я на даче читала сыну Павла Бажова — Там же много сложных слов, диалектных… Очень нравилось нам обоим,— рассказывает писательница Татьяна Рик.— А сейчас мы вернулись с Урала. Ездили по бажовским местам. Сын у меня все помнит, все знает».

А как быть, если ребенка пугает длинный перечень книг и тот факт, что многие из произведений достаточно объемные? Есть уловки и на этот случай.

Чтение — такой процесс, который современные дети в больших объемах осваивают с трудом. Поэтому выбирайте сначала интересные книги, чтобы у ребенка включалось воображение, — советует Валерия Муравьева. — Берите книги на одно произведение. Обычно они оформляются иллюстрациями и более крупным шрифтом. И у ребенка есть ощущение радости, ведь он прочитал целую книгу. Это вдохновляет.

Как успеть прочитать книги из рекомендованного на лето списка за каникулы?

Школьникам это под силу, если заниматься чтением ежедневно, не откладывая «на потом». Достаточно уделять процессу до 60 минут в день в зависимости от того, с какой скоростью ребенок читает. Однако есть риск, что ранее не читавший подолгу школьник будет протестовать. Но и здесь можно найти решение!..

Если чадо не усадить за книги, примените механику, которой делится конфликтолог Максимилиан Бакиров. Она работает на предупреждение ссоры.

Начинайте совместное чтение с 10 минут в день и ежедневно увеличивайте время на 2—3 минуты, чтобы довести до необходимых, к примеру, 40 минут, — поясняет эксперт.

Можно ли заменить бумажные книги электронными или аудио?

По мнению руководителя библиотеки Валерии Муравьевой, правильнее читать бумажные книги.

В электронных, даже самых качественных, никогда не будет так тщательно подобран цвет текста, страниц и размер букв, — поясняет она, — Детские издательства создают книги по жестким требованиям сохранения зрения своих читателей». Однако не исключает и вариант аудиоформата. «Если книга дается ребенку тяжело, ее сложно читать «вживую», можно послушать. Это подходит для сложных произведений, — рассказывает об альтернативном решении освоения списка литературы на лето Валерия Муравьева.

Ваш ребенок увлечен чтением?

Все фото: Depositphotos

0
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 0