Дети ссорятся, дерутся, дразнят друг друга. По таким вводным можно понять характер их конфликта? Нет! Нужно наблюдать, чтобы оценить, кто какую роль играет в данной ситуации. Об этом подробно рассказывает известный психолог Людмила Петрановская.
Эксперт рассуждает о том, что агрессия ― часть жизни, и детям нужно учиться с ней управляться. Как? В игре, в потасовках и перепалках.
Учиться давать отпор, если нападают, ― перечисляет психолог. ― Останавливаться, если противник расплакался или поранился. Справляться со своими импульсами и выдерживать импульсы других.
В конфликте есть равенство ролей. Дети, которые вчера нападали, сегодня отбиваются. Завтра они дружат. Послезавтра роли опять меняются. То есть нет персонажа, который постоянно нападает, и персонажа, который только и делает, что защищается.
При травле роли неравны и статичны. Всегда бьют или дразнят этого, а тот всегда нападает, ― объясняет Людмила Петрановская. ― И пока дети в группе, разного взаимодействия нет: с «козлом отпущения» невозможно мирно играть (хотя вполне бывает, если дети встречаются вне группы, на другой территории).
Можно ли помочь детям? Эксперт называет прием, который полезно применять. Речь о медиации, которая дает возможность услышать друг друга и договориться. Чтобы помощь была эффективной, медиатору важно сохранять нейтралитет: не поддерживать ни одну из сторон, признавая за каждым его правду. Но это работает лишь при конфликте. В травле медиация бессильна…
Попытки спросить у авторов насилия «почему вы так себя ведёте, чего хотите?» ухудшат положение. В ответ будет миллион доводов о том, что с жертвой не так, и чем больше агрессоры будут об этом говорить, тем больше будут верить в свою правоту. «А чего он» - вот все, что вы услышите, ― отмечает* Людмила Петрановская.
В Сети остро отреагировали на тему буллинга. Пользователи делились воспоминаниями о том, как это было в их детстве.
У меня был класс, в котором 70% детей были вовлечены в травлю. Через 15 лет после окончания школы мы встретились с частью класса и с классной руководительницей. И я все поняла ― кто ей не нравился, тех и травили. Спустя 15 лет ей точно также нравились те, крутые ребята. А «крутым ребятам» нравилось, что взрослая тетя одобряет их поведение.
Встревоженные родители, чьи дети являются жертва буллинга, искали решение:
Дети, кто травит группой слабого, при взрослых ведут себя тихо и образцово. Вот понять не могу, это такая детская хитрость или лицемерие, перенятое от родителей?
Сейчас сын в похожей ситуации, дразнят, смеются, специально роняют его учебники, а он получает замечание от учителей. Специально наступают на белые кроссовки и прочее.
Пояснив разницу между конфликтом и буллингом, Людмила Петрановская рассказывает, как нужно вести себя родителям ребенка, который оказался в эпицентре травли.
А вам знакома эта ситуация?
Читайте также:
- Совет дня: разговаривайте с родителями обидчика своего малыша правильно
- Монолог мамы: «Моего ребенка обижают в детском саду...»
- Совет дня: чтобы ребенка не обижали, научите его уверенному поведению
Все фото: Depositphotos
Буллинг был всегда. Выход один — бить самого активного задиру-лидера. Остальные сами разбегутся