Татьяна Черниговская рассказала, почему детям иногда сложно осваивать чтение
15 октября 2019, 15:45

Готовя детей к поступлению в первый класс, многие родители учат дошкольников читать. И иногда возникает такая ситуация, что будущий ученик «глотает» слоги, пропускает буквы, а то и целые слова в предложении. Подобная ситуация может быть не только в первом классе, но и в третьем, четвертом… «Ты не видишь?» — волнуется мама…

Если к 3–4-му классу школы ребенок все еще читает по слогам, старается угадывать слова, переставляет местами или глотает буквы и их сочетания, постоянно теряет строчку или неоднократно возвращается к уже прочитанному слову, то в этом случае специалисты ставят диагноз «дислексия», — рассказывает директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор, академик РАО Марьяна Безруких.

Диагноз «дислексия» врач-дефектолог или психоневролог не имеет право поставить раньше, чем ребенку исполнится 10–11 лет, — уточняет эксперт. — До этого возраста можно говорить только о наличии трудностей в обучении чтению и письму.

© Depositphotos

Есть два основных подхода к определению дислексии, — отмечает методист по коррекции дислексии, член международной ассоциации дислексии DDAI, кинезиотерапевт Мария Стулова. — Первый — педагогический: здесь мы видим наличие симптомов, но нет нарушений физики тела и психики. Определить это можно после тщательного медицинского обследования. В этом случае наука пока не способна объяснить причины дислексии. Дислексия может наблюдаться у клинически здорового ребенка, который весел, открыт, свободен для общения, а грустит и расстраивается лишь тогда, когда приходит время садиться за уроки. Такая форма хорошо поддается педагогической коррекции со специалистом.

Второй — клинико-психологический: симптомы дислексии появляются при нарушениях, влияющих на работу мозга. Это могут быть особенности психики, неврологические заболевания, патологии развития и так далее. Чтобы найти эти нарушения, нужно обратиться к специалистам.

© Depositphotos

Помочь могут консультация и обследования у невролога, психолога и нейропсихолога. Тему дислексии продолжает известный российский ученый в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Черниговская:

Не стоит думать, что дислексия — это какая-то экзотическая вещь. К сожалению, большинство людей, среди них и учителя, и родители, просто не знают, что есть такое явление. Думаю, нет ни одного класса в школе, где не было бы минимум одного ребенка-дислектика.

Татьяна Черниговская призывает не считать подобных детей отстающими:

Не стоит думать, что люди, у которых нарушение чтения и письма неполноценные интеллектуально. Это не так. Этим детям нужно помогать. Оттого, что им будут ставить сплошные двойки ситуация будет только ухудшаться. Это не их вина, между прочим.

Учителей нужно просвещать, родители должны знать, что не нужно ругать этого ребенка. Его нужно учить. Во всем мире есть специальные занятия, это корректируется, но нужно точно знать, что корректируем. Это серьёзная вещь, к этому нужно относиться внимательно.

© Instagram @tv_chernigovskaya

Дислексия и дисграфия чрезвычайно распространены. Обычный человек считает, что это какая-то экзотическая вещь. Это абсолютно не так. Речь идет о десятках, а может быть, сотнях миллионов людей на планете.

Мне кажется, мир, в котором мы оказались, и который нас захватывает все больше и больше — цифровой, искусственный, бездушный, с которым человечество никогда не сталкивалось, требует того, чтобы остановиться, вспомнить о своем человеческом достоинстве, о нашей цивилизации и о том, кто мы такие на этой планете.

Люди, у которых проблемы с чтением, до того, как на них стали обращать внимание, волей судьбы оказывались почти выкинутыми из этого мира. И это чудовищная история! Вопрос не в том, что они не могут написать диктант или быстро прочесть текст, они попадают в другой поток. Но наша цивилизация — это не только буквы, но и математика, музыка, живопись и так далее, — продолжила Татьяна Черниговская.

Подводя итог непростой теме дислексии, отметим: начинать профилактику нужно в то время, пока ребенок еще совсем малыш. Родителям необходимо чаще разговаривать с ребенком. Когда подрастет, вовлекать в диалог, просить пересказывать мультфильмы и прочитанные вместе книжки. Помогает в профилактике дислексии развитие мелкой моторики. И важно помнить: эти занятия должны быть регулярными, а не периодическими!

Читайте также:

Фото на анонс: Depositphotos, Instagram @tv_chernigovskaya
Подпишись на канал baby.ru вЯндекс.Дзен

Мама не пропустит