Учимся правильно произносить звук Л

+Учимся правильно произносить звук Л

Продолжаем разговор о детской речи и том, как помочь ребенку научиться правильно говорить. На этот раз речь пойдет о звуке л.

Так же, как и другие звуки, звук л может отсутствовать в речи ребенка (вместо слов «лук», «пила» ребенок произносит «ук», «пиа») или заменяться другими звуками («йук», «пиуа»). Довольно часто дети подменяют звук л мягким вариантом – ль, тогда мы слышим такие варианты: «люк», «пиля». Объясняется это тем, что положение речевых органов при произношении звука л сложнее, чем при произношении звука ль.

Информация к размышлению. Звук л – согласный, звонкий. При правильном произнесении звука л органы артикуляции занимают следующее положение: Лампочка

  • губы слегка раскрыты;
  • зубы разомкнуты;
  • язык становится длинным и тонким, как иголочка, кончик его упирается в основание верхних передних зубов; воздушная струя проходит по боковым краям языка и выходит из уголков губ.

Таким образом, нам придется научиться делать язык узким, как иголочка, поднимать его кончик наверх и выдыхать воздух из уголков рта. В этом нам помогут следующие упражнения.

Комплекс упражнений для выработки правильного
произношения звука Л.

Каждое упражнение выполняется 3-5 раз по 5-10 сек, весь комплекс – 3-5 раз в день по 5-6 минут перед зеркалом. Молоток

Сделать язык широким.
Цель.
Выработать умение расслаблять мышцы языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

Лошадка.
Цель.
Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Качели.
Цель.
Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык за нижние зубы (с внутренней стороны), затем поднять его наверх, уперевшись кончиком в основание верхних зубов. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз, постепенно убыстряя темп. Пила

Дует ветерок.
Цель.
Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи можно проконтролировать, поднеся ко рту кусочек ватки.
Это упражнение можно выполнять, спрятав язык за нижние или верхние зубы.

Если выполнять упражнение «Дует ветерок» громко (включив голос) и с поднятым наверх кончиком языка, получится красивый звук л.

Получилось? Теперь можно потренироваться произносить слоги и слова с этим звуком – спойте на мотив любимой песенки: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, назовите предметы, которые увидите на этой странице, пусть малыш расскажет, для чего они нужны.

И не забывайте улыбаться!

12 июля 2010, 22:13
0
1
Комментарии

Мама не пропустит