Аленочка
Аленочка
Новосибирск
Евангелина

Психология детского рисунка

14 июня 2010, 19:49

=Психология детского рисункаО тревоге, обиде,  горе лучше слов расскажет рисунок малыша. В рисунке ребенок передает тот мир, который у него в душе


  1. Палитра красок

  • В два года ребенок с удовольствием берет в руки карандаш. Пускай он рисует пока только бессмысленные палочки и закорючки, этот хаос свидетельствует о невозможности разделить мир на две части: внутренний и внешний. Малыш пока не понимает форму, но чувствует цвет.
  • Желтый и фиолетовый – самые любимые цвета у детей. И если ребенок предпочитает их, мама может быть спокойна – в душе у ребенка здоровый оптимизм и веселая фантазия.
  •   Красный говорит о быстрой возбудимости.
  • Синий – о том, что, возможно, ребенок скучает по кому-то или чему-то, что он сосредоточен на внутренних проблемах.
  • Зеленый – показывает, что он ищет покой.
  • Коричневый означает, что он ощущает физический дискомфорт.
  • Особое беспокойство должно внушать предпочтение черного цвета – цвета подавленности, протеста против отрицательных эмоций.
  • Серый цвет не свойственен детским рисункам, ведь это цвет безразличия. Обратите внимание, если ребенок рисует только простым карандашом, ему не хватает положительных эмоций.

Обычно дошколята рисуют 5–6-ю цветами, что показывает их нормальное эмоциональное состояние. Если в  палитре ребенка больше цветов, это указывает на его чувствительность и эмоциональность, а выбор 1–2 цветов в рисунке сигнализирует: ребенок подавлен, его что-то тревожит.

2. Точка, точка, два крючочка

К трем годам среди штрихов и каракулей появляются круги, а к кругам присоединяются палочки – вырастают руки и ноги. Появляется человек! В этом неловком человечке ребенок видит прежде всего себя. И это открытие для малыша: теперь он может переносить на бумагу свои мысли, которые еще не оформлены словесно, он может создавать свой мир.

Казалось бы, как трудно маленькому художнику нарисовать правильно глаза, уши, рот. Но именно их он старательно выводит. И эти черты лица расскажут о многом.И прежде всего глаза. Большие, распахнутые глаза выражают тревогу, просят о помощи. Глаза-точечки боятся выразить свой страх – ребенок поставил себе внутренний запрет на слезы и просьбы. Человечек только с глазами на лице – подозрителен и осторожен. А если на портрете отсутствуют нос, рот и уши, ребенок не хочет общаться.
Шея на рисунке выражает связь ра­зума и тела. Как только ребенок начинает контролировать свои эмоции, на его рисунках появляется шея. И чем сложнее контролировать малышу свои чувства, тем длиннее эта шея.

Руки для ребенка имеют очень большое значение, ведь через тактильные ощущения он познает мир. Поэтому пусть вас не пугает, если у нарисованного человечка очень длинные руки и пальцев больше пяти. Таким образом художник выражает силу и способности своего персонажа. Если пальцев больше на левой руке, значит, ребенок чувствует себя более влиятельным дома, а если на правой – в детском саду, на улице или в компании друзей. Разведенные в сторону руки говорят о стремлении действовать, а длинные и слабые – просьба о защите.

Ноги – это то, что помогает человеку держаться на земле. Поэтому, чем больше точка опоры у персонажа рисунка, тем увереннее ребенок ощущает себя в этом мире. Очень длинные ноги – стремление к независимости, короткие – признак беспомощности.

3. Кто тут главный?

Сначала все «головоногие» на рисунках малыша имеют одинаковые черты, и ребенок сперва рисует, а потом придумывает название тому, что нарисовал. Но к четырем годам рисунок становится более осмысленным, и юный художник разделяет на бумаге себя и маму, себя и окружающий мир. Пока в его творчесве звучат мотивы семьи, самого близкого – физически, эмоционально, духовно – пространства.

И если, рисуя семью, ребенок кого-то упустил, это не случайно: значит, с этим членом у него существует скрытый конфликт. Но бывает и так, что ребенок не хочет рисовать самого себя в окружении родственников – он не нашел своего места в семье, ему кажется, что его не любят. Как ни странно, но вместо родственников на рисунке может появиться придуманный персонаж – герой сказки или животное. Это говорит о трудностях во взаимоотношении, о том, что малыш предпочитает жить среди фантазий.

Самый крупный персонаж рисунка – самый значимый для ребенка в семье. А тот, кто расположен выше всех, самый влиятельный. Расстояние между автопортретом ребенка и членом семьи выражает их взаимоотношения: чем ближе на рисунке, тем ближе в жизни. И соприкосновение персонажей рисунка говорит об их тесной психологической связи в реальности. Поэтому чаще всего юный художник в своих творениях держит маму и папу за руки.

Обратите внимание на персонажа, который обведен, заштрихован или нарисован с сильным нажимом – этот человек внушает ребенку тревогу.

А если над всей семьей на рисунке светит солнце – тепло и уют царят в доме, и это самое главное в жизни начинающего художника.

4. Нарисовать свой страх

Расширяется пространство познаваемого мира – расширяется пространство детского рисунка, появляются композиция и новые зрительные образы. В 5–6 лет ребенок уже умеет, используя всевозможные детали, выражать свои эмоции, мысли, чувства, фантазии.

Поощряйте его желание рисовать, ведь у этого простого занятия много важных функций. На раннем этапе рисование развивает координацию и моторику, способствует познанию формы, воспитывает в ребенке усидчивость. Позже – развивает творческое мышление, правильное восприятие мира, способствует взаимодействию зрительных, пространственных и двигательных функций. И, как вы уже убедились, детский рисунок позволяет заглянуть во внутренний мир ребенка. И не только узнать о его проблемах, но и попытаться с помощью рисунка их решить. Ведь, если ваш ребенок нарисовал свой страх на листе бумаге, значит, и избавиться от него можно в том же пространстве. Например, страшилу поместить за высокие стены замка, плачущей девочке дать в руки мороженое или протянуть руку обиженному братику. И увидите, как произойдет чудо: появится улыбка… нет, не у нарисованного персонажа, а на лице вашего ребенка.

Лист бумаги тоже хранит в себе много тайн. Если его разделить на две части – правую и левую, то каждая из них будет отвечать за определенный вид подсознания. Левая часть – экстравертная: это представление о будущем и связь с отцом. Правая – интровертная: связь с прошлым, с домом, с матерью. В этой части ребенок чаще изображает того, кто оказывает на него сильное влияние.

Верхняя часть лица отображает интеллектуальный мир, нижняя – материальный.

5. Интересно

Характер по рисунку

► Гиперактивные дети все рисуют в движении, даже статичные детали как бы «пляшут» на листе бумаги. Рисунок не симметричный, в нем трудно провести хотя бы одну прямую линию.

► Персонажи агрессивных детей имеют большие зачерненные, заштрихованные руки и большой открытый рот. Рисунки изобилуют множеством острых углов, цвета их темные или очень яркие.

► На рисунках тревожных детей много затемненных участков или же, наоборот, эти рисунки почти прозрачны. Эти дети часто стирают или заштриховывают только что нарисованное. А себя изображают слишком маленькими.

► Аутичные дети рисуют не торопясь, тщательно прорисовывают детали. Даже когда рисунок готов, они продолжают заштриховывать его. Тематика, чаще всего, однообразна. Ребенок рисует то, что уже умеет изображать.

А как и что рисует ваш ребенок?

26
10
Подпишись на канал baby.ru вЯндекс.Дзен
Комментарии
Светлана Березина

нам 1г 2 м мы с удовольствием рисуем но пока только линии и они разных цветов… и когда я что то нарисую дочка как бы дополняет что ли, наровит свои линии поверх моего рисунка нанести

20 окт 2013, 13:10
Ответить 
Анастасия
Светлана Березинаэто норм, ей всего чуть больше года
28 сен 2014, 13:53
Ответить 
Оленька Шталь

а мы вот рисуем такие рисунки и причем на стене. моему сыночку 3 года и 10 месяцев. что удивляет меня так это то что он всегда рисует у своих смишариков линию под ногами как бы основу или пол. и как видно по рисунку в середине он сказал что вертолет. ребенок сложненький как утверждают в садике. но и нам самим не легко в чужой стране.

7 нбр 2013, 12:35
Ответить 
Василий Корецкий
Добрый день. Дочке 1.9 рисует чёрточками, скажите это нормально?
образец прилагаю… Рисовать очень любит, в основном использует такие цвета.


19 нбр 2013, 14:51
Ответить 
Анастасия
28 сен 2014, 13:52
Ответить 
Евгения

Девочки, вчера сын меня очень удивил. Обычно он рисует танки, это его увлечение. А вчера из сада принес такой рисунок, я удивлена и не знаю что думать. Рисовал сам.

4 дек 2013, 14:13
Ответить 
Евгения

Да, сыну 5 лет.

4 дек 2013, 14:13
Ответить 
Sara
Sara Планирует
Здравствуйте! Доче 4,4г. Старшая младший братик. Напряг рисунок где у меня темное лицо, было после ссоры в семье. Была бы благодарна если сможете обЬяснить психологию её рисунков.
2 янв 2014, 19:28
Ответить 
Анастасия
Saraзлится на вас. причинна ссора, конфликт и вполне возможно непонимание
28 сен 2014, 13:53
Ответить 
Sara
Sara Планирует
А как фото добавлять?
2 янв 2014, 19:29
Ответить 
МАРИЯ

Здравствуйте моей дочку 4.6 на всех рисунках изображает воздушные шарики ЧТОБЫ это означало????7

20 янв 2014, 20:33
Ответить 
Вера
Вера Мама
Здравствуйте моя дочь 1 год и 2 месяца рисует круги и улитку как правой так и левой рукой одинаково. Сейчас нам 1.5 мес. любимый рисунок это много кругов улиток завитушек. Что могут означать ее рисунки.
11 май 2014, 04:13
Ответить 
Ольга

Здравствуйте. Мой сын, 4г, рисует людей горизонтально. Голова-тело-ноги слева на право, руки в стороны — то есть вверх и вниз. При том человек, по его мнению, не лежит, а стоит. Что бы это могло значить? Нигде не нашла трактовки таких рисунков.

6 окт 2014, 22:17
Ответить 
Светлана Крымкова

Я купила мольберт для своего Владика здесь http://www.megakot.ru/detskiy_molbert_dvuhstoronniy_uchenyy_kot_p28334_0.html , ему нравится.Рисует постоянно, он просит всегда порисовать, и мне удобно, не рисует на обоях, на моих листах.Главное -ему нравится)

15 окт 2014, 22:22
Ответить 
Светлана Едренова
Статья вообще здоровская!!! блин вообще так все хорошо описано!!! молодцыыы
24 нбр 2014, 12:48
Ответить 
Светлана Едренова

24 нбр 2014, 12:50
Ответить 
Светлана Едренова

24 нбр 2014, 12:53
Ответить 
ксения
ксения Мама
Добрый день всем!!! А не подскажите или может кто то сталкивался с этим, почему ребенок рисует на весь тетрадный лист крест? И это начало рисунка всегда.
20 фев 2015, 13:21
Ответить 

Мама не пропустит