Ребенок кусается. Что делать?


=Начнем с того, что почти все грудные дети, пробуя мир на зубок, часто кусаются. Таким образом они удовлетворяют своё природное любопытство или выражают восторг. Иногда ребёнок покусывает, чтобы ослабить боли в дёснах, когда у него режутся молочные зубы.
Одни кусаются меньше, другие больше, а некоторые, попробовав укусить свою маму однажды и увидев её искажённое от боли лицо, оставляют навсегда это занятие, настолько сильным оказывается потрясение, которое переживают и они сами и их мамы, укушенные острыми молочными зубами. Другие же, по разным причинам так и не поняв меру дозволенного, продолжают кусаться и в 2-3 года, а в отдельных случаях даже и в 4-5 лет!
Это может быть постоянный агрессор группы, кусающий всех и вся, это могут быть разовые «выяснения отношений». Что можно и должно сделать, чтобы обезопасить своего ребенка? Как отучить своего сорванца кусаться? Какие слова надо сказать, чтобы это прекратилось?
НЕМНОГО ТЕОРИИ. Чтобы ответить на вопрос о том, почему дети так часто кусаются, думаю, лучше всего вспомнить теорию психосексуального развития, предложенную З. Фрейдом. Первой стадией психосексуального развития, по его мнению, является оральная стадия, которая длится в среднем от 0 до 18 месяцев. В этот период область рта наиболее тесно связана с удовлетворением потребностей ребенка и его удовольствием. Поэтому рот становится главным средоточием активности и интереса. Хотя оральная стадия должна закончиться, когда ребенок начинает кушать самостоятельно, однако полость рта остается важной эрогенной зоной вообще в течение жизни, и уж тем более- у подрастающих малышей. Ведь человек склонен использовать привычные ему способы снятия напряжения или получения удовольствия, которые эффективно выполняли свои функции раньше. Поэтому когда ребенок чувствует напряжение (злится, голоден, испытывает зависть, ревность и т.п.), он выражает все это через оральную активность.
ДАВАЙТЕ ПРОГОВАРИВАТЬ! Что касается «ключевых слов», которыми может воспользоваться взрослый, чтобы прекратить нежелательное поведение ребенка, то вряд ли они существуют. Однако, если целенаправленно обучать детей владению словом, то кусание и правда пойдет на убыль. При систематическом обучении дети обычно неплохо осваивают умение называть свои чувства и причины недовольства, что постепенно переводит непосредственную оральную активность в вербальную. Не нужно шлепать малыша по губам или кусать в ответ, нужно четко и внятно сказать ему о своих чувствах: " Мне больно, потому что ты меня укусил! ". И покусанного ребенка тоже нужно учить вербализировать свои чувства. Он плачет, а вы, успокаивая его, скажите: «Ты плачешь, потому что тебе больно, тебя Петя укусил!». Не стоит сразу давать оценку происходящему (Ах он, Петя, такой-сякой, вот мы его накажем!), просто констатируйте факт, объясните, что случилось, и что так делать НЕЛЬЗЯ НИКОГДА! Так же, как плиту, например, нельзя трогать никогда.
  Пока же малыши не умеют хорошо говорить, взрослым придется догадываться о возникновении дискомфорта и вовремя помогать малышам снижать напряжение, не доводя ситуацию до того, что они будут пытаться решать ее самостоятельно с помощью кусания. Часто ребятишки кусаются, выражая тем самым своё острое разочарование, отстаивая свою игрушку или оберегая свою (по его разумению) территорию. Обычно это происходит, когда дети находятся в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта. В этих условиях они более раздражительны, менее управляемы и, реагируя не адекватно, не могут сдержать своих отрицательных эмоций.
11 мая 2010, 07:40
Надежда
Надежда
Москва
Михаил
0
1
Комментарии

Мама не пропустит