Детский лепет

28 апреля 2010, 14:57

 

Ваш малыш заговорил. Первое понятное слово выпало из нескончаемого потока детского лепета. А за ним второе, третье…

Так и хочется закричать, как кот Матроскин: «Ура! Заработало!» Восторгу мамы нет предела — ведь именно к ней было обращено то самое первое слово. Гордый отец делится новостями с сослуживцами. Радостно суетятся дедушка с бабушкой.

Но иногда проходит год, два, три, а ребенок продолжает картавить. Как же быть?

Детский лепет

Вот что говорит по этому поводу логопед Лариса Таратина.

Речевое развитие крохи начинается с трех месяцев. Именно тогда кроха принимается лепетать первые гласные звуки. К шести месяцам эти звуки в его воспроизведении постепенно складываются в слоги. Шести-семимесячный карапуз уже может осмысленно реагировать на вопросы: «А где наша мама? Где киса?», то есть, не владея еще речью, он начинает понимать ее. К 9-10 месяцам в его лексиконе появляются первые слова, число которых к году должно достигнуть 10–12. Это так называемый активный запас, помимо которого существует еще и пассивный — слова, которые ребенок понимает, но не произносит.

Главная задача родителей на этом этапе — помогать ребенку постепенно расширить его словарик. Для этого с малышом нужно постоянно разговаривать, играть, читать ему стихи, рассказывать сказки.

До 3 лет ребенок обычно заменяет все трудные, неподдающиеся звуки на более простые. И это нормально — пока. Пусть слова «рак» и «лак» в его воспроизведении побудут до поры до времени братьями-близнецами. Пусть в слове «сюм» вам придется узнавать «шум», а в слове «яка» — «чашку». Пусть все твердые согласные временно окажутся у него мягкими. Но только до тех пор, пока малыш не справил свой третий день рождения.

Детский лепет

Если звуки в его речи не встают на свои места к трем с половиной — четырем годам, пора принимать меры. Во-первых, изучить собственное произношение: а достаточно ли четко вы сами проговариваете все звуки? Ведь именно с вашей речи ребенок копирует свою. Во-вторых, обратиться за консультацией к логопеду. А может, и к детскому психологу, в том случае, если картавость вашего ребенка связана, например, с появлением в доме младенца, которому он старается подражать, добиваясь всеобщей заботы.

Кроме того, вы и сами можете помочь малышу «победить» трудные звуки. Для этого существует специальная артикуляционная гимнастика. Ведь порой все проблемы ребенка с произношением заключаются в том, что он просто не знает, как управлять своими органами речи, и пытается «выдавать» звуки каким-то абсолютно диким, невозможным способом.

Не гонитесь за скоростью, не требуйте моментальных успехов. Пусть на каждый звук у вас уходят недели — не страшно! Не ленитесь лишний раз проверить, действительно ли он освоен. Не упускайте возможности закрепить каждую маленькую победу. К примеру, появился в речи вашего карапуза вполне сносный звук «щ». Похвалите его, порадуйтесь вместе с ним. Почитайте сказку о Щуке и Емеле. Подумайте, какие еще есть слова, начинающиеся со звука «щ». Пройдитесь вдвоем по квартире, отыскивая щетку, щипцы, щелку. Загляните в холодильник — нет ли там случайно щей из щавеля? Вспомните подходящие скороговорки, вроде «Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке». И знайте, что по-настоящему усвоенным звук считается только тогда, когда ребенок в любом состоянии и в любой ситуации — спешащий, волнующийся, разбуженный среди ночи — произносит его правильно.

 

0
2
Подпишись на канал baby.ru вЯндекс.Дзен
Комментарии

Мама не пропустит