Как я учу читать (практические советы)

УРА! Моя дочка 3 дня назад стала читать! Знает пока 11 букв (из них 4 гласных), читает с ними слова, правда иногда требуется небольшая помощь…
Итак,
1) Если Вы решили учить своего ребенка читать, то на это должны быть объективные причины (я говорю о раннем и младшем дошкольном возрасте):
-ребенок САМ проявляет инициативу – интересуется буквами, просит, чтобы научили его читать...
-ребенок с речевыми проблемами (неговорящие дети) – в этом случае чтение не является самоцелью. Оно требуется для того, чтобы простимулировать ребенка произносить звуки, которые подкреплены их зрительным образом (буквой).  Так, в совокупности с другими логопедическими мероприятиями, мы «вытягиваем» речь малыша.
2) Не настаивайте на чтении, если видите, что ребенку это занятие в тягость. Предложите поиграть, уточните хочет ли он учиться читать… На начальном этапе читайте всегда вместе, хором, не мучайте вопросами «какая это буква?», подскажите тут же сами. В противном случает может сформироваться стойкий негативизм к подобным занятиям. А ребенок все равно будет запоминать, даже если произносит буквы, слоги, слова вместе с Вами.
3) Лучше если вы сами будете писать буквы, слоги, слова. Заведите для этого специальную тетрадочку (где нельзя будет просто так порисовать). В тетради к написанным и прочитанным словам можно рисовать маленькие рисунки, это заинтересовывает ребенка, улучшает процесс понимания слов.
4) Для обучения чтению испоьзуйте 3 цветных карандаша (красный для гласных, синий – твердые согласные и твердый знак, зеленый – мягкие согласные и мягкий знак).

Гласные буквы:А О У Ы Э

Я Ё Ю И Е

А О У Ы Э указывают на то, что впереди стоит твёрдый согласный звук, который   обозначается синим цветом.

Я Ё Ю И Е указывают на то, что впереди стоит мягкий звук, который обозначается зелёным цветом.

Как я учу читать (практические советы)

 

Как я учу читать (практические советы)

 

Как я учу читать (практические советы)

 

Разные цвета нужны для того, чтобы формировать у ребенка навыки звукового анализа и синтеза (в школе это ему очень пригодится). Также для развития речевого слуха можно использовать игры, в которых учим ребенка различать на слух твердые звуки («папы») и мягкие («сыночки»), звонкие (произносим с голосом) и глухие (шёпотом).

5) Первыми я даю две гласные буквы (А О), потом У, Ы

Далее согласные М, К, П, Л, С, Б, З. В основе обучения чтению – не буква, а звук. Называем букву не ЭМ, а «М». Поэтому если у Вас есть «говорящая азбука», и вы все же уверены, что хотите учить ребенка читать, её надо убрать до того момента пока малыш не научится. Последовательность введения согласных зависит от того насколько «чисто» ребенок произносит тот или иной звук. Например, если у малыша нет еще звука «Л» или он его заменяет – давать букву Л не следует, чтобы не закреплять неправильное произношение.

В возрасте 3 лет многие звуки ещё отсутствуют и заменяются более лёгкими для произнесения. Так, шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) нередко заменяются мягкими свистящими звуками сяпка (шапка), зюк (жук), сенок (щенок), цяйник (чайник), иногда вместо звука «ч» ребёнок может произнести звук «ть»; тясы (часы). Твёрдые свистящие заменяются мягкими (сянки вместо санки), согласные «р», «рь», «л» отсутствуют или заменяются звуками «ль», «й»: ыба (рыба), гия (гиря), двель (дверь).
6) Уже зная нескольно букв, Ваш малыш может читать слова (пусть даже и хором с мамой или папой). Можно предложить ребенку следующее задание (прочитай слово – подбери соответствующую картинку):

Как я учу читать (практические советы)



Удачи Вам и Вашим деткам!!! Если есть вопросы – задавайте, постараюсь ответить!
25 апреля 2010, 14:20
34
9
Комментарии
Иришка
Иришка Мама
Молодцы, очень хорошая статья!
25 апр 2010, 14:24
Ответить 
Наталия
Наталия Планирует
И, где ты была раньше. Все так понятно. Ладно, когда маленький в семье появится- я вернусь сюда, перечитать.
25 апр 2010, 14:28
Ответить 
Лариса
Лариса Мама
Марго, молодец! Спасибо, очень хорошая статья. Я уже в закладочки добавила. Я ж учу больших детей и в школе, а тут маленькие и дома – подходы совсем другие :)
25 апр 2010, 14:45
Ответить 
Marta
Marta Мама
Прикольно. Поздравляю с успехами. Молодец Рита, молодец Юльча! Добавлю себе в закладки.
26 апр 2010, 14:16
Ответить 
Маруська

Спасибо всё доходчиво и понятно.И… хоть завтра в бой...
Но скажите стоит ли начинать учить читать, если ребёнок разговаривает плохо.Как же он будет воспроизводить мне то что прочитал?

26 дек 2010, 23:39
Ответить 
Маргарита ♥мама-Кошка♥
МаруськаРада, что понравилось)).
А «плохо разговаривает» – это как? Все понимает, но активный словарный запас маленький, больше использует жесты, мимику, чтобы что-то объяснить вместо слов… Или говорит много, словарный запас активно растет, но понять его сложно, слова сильно искажены (не те звуки, не то количество слогов в словах и т.п.)…
26 дек 2010, 23:46
Ответить 
Маруська
Разговаривает много но на тарабакском )))
Поёт песни сгитаркой, читает вслух книги с выражением!!!, но понять абсолютно ничего не возможно, кроме некоторых банальных слов, как тётя дядя, мама и т.д.
Заменяет названия животных звуками, которые они издают:
Кошка-мняу, слон-туту, тигр-рррр, пингвин почему-то -лоло.и.т.д.


27 дек 2010, 16:17
Ответить 
Маргарита ♥мама-Кошка♥
МаруськаПо поводу речи Вашего малыша...  Если его очень сложно понять, то «работать» в любом случае нужно. Я бы рекомендовала заниматься артикуляционной гимнастикой, развитием речевого слуха (примерно к двум годам ребенок уже слышит и различает все звуки родного языка, т.е. речевой слух сформирован). Вы можете попробовать попросить сына повторить за вами некоторые буквы (которые в его возрасте можно произнести – «А», «О», «У», «М», «П», «Б», «К», «Г», «Т», «Д», «Н», «В», «Ф», но произносите их именно как звук, не мэ, а «М»!) Если произнесение таких звуков окажется для него затруднительно, то я бы советовала посетить грамотного логопеда, который внимательно отнесется к малышу и даст вам рекомендации (хотя бы для работы дома). Если же ребенок без труда повторят за вами звук, и есть желание учиться читать (что может сказаться на улучшении  произносительной стороны речи), то пробуйте учить именно с теми буквами, которые ему доступны.
Кроме того, обязательно надо расширять пассивный словарный запас (предметов, действий, признаков и т.д.). Много читайте, беседуйте по картинкам. В спокойной обстановке (не в процессе его бурной игровой деятельности))) просите говорить медленнее (по слогам, например с помощью «прохлопывания» слова), чтобы вам было понятно то, что он говорит. Если просите повторить за вами какое-то слова (для начала простые слова, короткие), то пусть сынок видит ваше лицо, губы.
Также хорошо развивать мелкую моторику (пальчиковые игры, конструктор, мозаика, лепка, рисование карандашами).
28 дек 2010, 14:36
Ответить 
Маруська

Спасибо, сегодня вечером попробуем позаниматься.

28 дек 2010, 18:29
Ответить 
Аленочка
Ритик, перечитала твою статью)Так здорово! Надо попробовать нарисовать, к ак ты! Ева уже все буквы знает, точнее не буквы. а звуки. Вчера услышала, как она сидя одна  в комнате, открыла книгцу и начала буквы читать))) Сама с собой) Я обалдела)
Сложные для нее звуки – это Ш Щ, любимая буква – Л, она ее просто обожает))целыми днями «ляляляля» поет. Одинаково называет И и Ы, хотя я вижу, что она старается Ы скзаать как-то иначе))))
7 май 2011, 20:46
Ответить 
Маргарита ♥мама-Кошка♥
АленочкаСупер!!! Правильно, что именно звук называет, алфавит с правильным названием буквы можно (и желательно) выучить, когда ребенок уже читать умеет… Шипящие звуки вам еще рано)), так что все нормуль! Недавно Юле к каждой букве нарисовала соответствующую картинку, чтобы она листала тетрадочку свою и повторяла все буковки, после этого читать стала еще легче, но путается еще конечно, часто просит помощи)). Тоже любит сама книжечку полистать-почитать, а иногда и не книжечку, а все, что видит!
7 май 2011, 20:53
Ответить 
Аленочка
Она алфавит называет звуками)) по порядку несокько букв может назвать, начиная с Жьь по И-и-и-, потом с Кь по Р. А «Р» не любит, очень-очень осторожно так «рррь»
У нас вот такая говорящая азбука

Еще такая же на английском, но Еве не нравится(
Но буквы она до появления этого плаката по книжке с картинками «азбука дед мороза» выучила, с нового года это у нее любимая книжка, там картинки прикольные) Совершенно не про буквы))
Мне так хочется, чтоб она говорить скорей начала… Так она рано начала лепетать, слоги рано начала говорить, а сейчас слова все те же, что и в год знала, ну может парочка прибавилась… Как будто стопор какой-то… А ведь ВСЕ понимает, все помнит, что я говорю, звукоподражание просто офигительное) Я в ее возрасте уже предлжоениями говорила, а она нет( Когда что-то не по ее, она выдает длинный -длинный «абырвалк», из кучи звуков вроде «лялялялялялриляиририридиридиририлялиляри»
 Как бы ее разговорить?
7 май 2011, 21:06
Ответить 
Маргарита ♥мама-Кошка♥
АленочкаЧтение стимулирует хорошо.
Когда читаешь знакомые стихи или сказки не договаривай последнее слово в предложении – «подскажи словечко».
Первые фразы (из двух слов) в игровой форме тренируйте: «мишка, иди!» (беги, ешь, пей, спи, прыгай и т.д.). И так со всеми игрушками можно (и  с родственниками тоже)))), а куклам, например имена дать легкие по звучанию (Катя, Оля, Ляля).
Мелкую моторику вы и так развиваете, рисует пусть человечков (карандашами).
Еще попробуй тоже в игре артикуляционную гимнастику поделать (в интернете много всего, но интереснее если книжку удачную найдешь с понятными картинками.
Спрашивай, если что-то конкретное интересует!
7 май 2011, 21:18
Ответить 
Аленочка
Хорошо, спасибо)) Буду так тренироваться!
 Обычно, в стихах, она мне подсказывает, что дальше. Пока я ей рассказываю один, она уже торопится мне подсказать, что дальше будет на следующей странице (даже если книги в руках нет, она помнит в какой какие стихи идут друг за другом). Только вся фишка в том, что подсказывает она мне звукоподражанием или жестами.может спектакль разыграть целый)) Пантомиму))))))))) Когда просится прям слово, ну вот-вот кажется с языка у нее слетит, она смотрит так на меня хитро и говорит «Неа» и головой отрицательно машет.
7 май 2011, 21:27
Ответить 
Аленочка
А еще она некоторые слова говорит не полностью (первый или последний слог всего называет: фотоаппарат у нее «ать», горшок – «го» и тп ), или просто дает им свое обозначение, например, «гулять» – «гуль-гуль», «лимон» -«кииииисль» (кислый") и тп
7 май 2011, 21:31
Ответить 
Маргарита ♥мама-Кошка♥
АленочкаВеселая девочка, и способная, на мой взгляд! Думаю, будет у вас скачок речевой летом, учитывая как ты с ней занимаешься!
Чтобы выдерживать слоговую структуру (количество слогов в словах) можно их (слова) «прохлопывать» или «протопывать» (хлопок – слог, например, ма-ши-на, гор-шок (произносить гАр-шок). 
Ну и все-таки добиваться роста активного словаря, чтобы как можно больше появлялось новых слов в речи (можно смешить её, что-то интересненькое эмоционально называть, только бы она повторять стала).
7 май 2011, 22:41
Ответить 
Аленочка
Маргош, тебе можно он-лайн консультацию открывать!
8 май 2011, 07:15
Ответить 
мамаМарина
Очень полезно.будем стараться следовать
1 июл 2012, 16:25
Ответить 
ТаСамая
это вы старшую или младшую учите читать?
21 дек 2012, 23:42
Ответить 
Маргарита ♥мама-Кошка♥
ТаСамаяЭто у меня старшая в 2,5 года начала читать короткие слова). Сейчас у нее скорость очень приличная, не все взрослые так читают)). А мелкая у меня совсем другая, может и не возникнет у нее так рано желание научиться читать...
22 дек 2012, 10:40
Ответить 
ТаСамая
так младшую значит учите сейчас?  мой еще не говорит ничего кроме мама и биби(((
22 дек 2012, 13:40
Ответить 
Маргарита ♥мама-Кошка♥
ТаСамаяНет, не учу. И старшая только после двух интерес проявила, который я поддержала).
Вы можете пробовать и сейчас, но конечно без фанатизма), повесить яркий плакат или отдельные карточки-буквы  рассматривайте, только букву называйте так, как она звучит. Чтение часто дает толчок к развитию активного словаря ребенка.
22 дек 2012, 14:02
Ответить 

Мама не пропустит