Лариса
Лариса
Сочи
АлёшкаИван

«Я в домике!»

19 апреля 2010, 09:43

А у вашего чада есть домик?

Помните детское правило: убегающий может остановиться и закричать: „Я в домике!”. Здесь он защищен и независим… Правило это, несомненно, выдумали сами дети. Значит, оно говорит о какой-то важной потребности ребенка. В тот момент, когда его уже могут поймать (проигрывать-то не хочется!), он всегда может спастись «в домике» как суслик в норке. И там его не достать. Правда, «в норке» тесно. Зато ты в безопасности и можешь наблюдать за теми, кто остался «снаружи». Это очень приятно!

Книжная история

Психолог М. В. Осорина в книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» рассказывает о том, как дети и подростки любят строить «штабы» (это укромное место, откуда можно наблюдать за взрослой жизнью. Нередко «штабы» располагаются на деревьях в виде громоздких сооружений из досок и веток. Трудно понять, как можно такое построить на высоте без подъемного крана. Вот, значит, как для детей это важно!
Между тем в городской квартире у малыша «домика» чаще всего и нет.

На семи ветрах

Родители Насти и Жени великолепно оборудовали детс кую. Кроме двухъярусной кровати, письменного стола, тут еще и спорткомплекс, и куча мягких ростовых игрушек. Но спрятаться в комнате невозможно: с порога все просматривается, под нижним ярусом кровати — ящик с постелью, под него не залезешь. Даже двери в комнату нет, вместо нее — незанавешенный проход.
Если в такое помещение поселить животное, оно будет нервничать: спрятаться или укрыться тут негде. Нет «домика». Нет покоя, защищенности. А дети в чем-то похожи на животных.
Интересно, что и Женя, и младшая Настя — очень подвижные, но невнимательные и труднообучаемые дети. Шестилетняя Настя еще не читает, хотя к ней давно ходит репетитор. Женя тоже пока читает так себе, а он уже во втором классе. Интеллект у детей в порядке, они только не умеют сосредотачиваться, не умеют вести себя тихо и сидеть на месте, поскольку не видят в этом ничего хорошего. С их точки зрения, приятно лазать, бегать, играть, но находиться сравнительно долго на одном месте, ничего физически не делая, — очень скучно.
При этом Женя — флегматик, а Настя — холерик, она еще и импульсивная, вспыльчивая. Если что не по ней, закатывает истерики. И в школе ей будет тоже трудно.

Чудо-ящик

А вот мальчику Вале с того времени, как он начал ходить, родители подарили «домик». Это большой картонный ящик, с одной стороны которого вырезали дыру.
Как Валя любит эту картонную нору! «Домик» стоит так, что если открыть дверь в комнату, виден весь коридор. Ты все и всех видишь — а тебя никто. Какое это наслаждение для ребенка — чувствовать себя сильнее взрослых: они-то не видят меня — а я все вижу!
Уже в три года Валя поражал всех своей наблюдательностью. Он замечал, когда у кого-то оторвалась пуговица. Когда кто-то устал или плохо себя чувствует. В 4—5 лет — мог часами (!) играть один.
Этот мальчик тоже шустрый, любит шалить. Однако он сам научился читать в три с половиной года. Ему купили кассу букв и слогов и терпеливо отвечали на все вопросы (а это какая буква? а это как читать?) — и через 3—4 месяца обнаружили, что малыш читает! В 5 лет Валя читал гораздо лучше, чем Женя в 8 лет.
Случайно ли это? Вряд ли. Вале помог «домик».

Эврика!

Обычно, для домашних любимцев в доме отводят тихий угол, желательно отгороженный, где животное может спокойно отдохнуть, где его никто не тронет. Что-то вроде норы. В клетке хомячка или морской свинки тоже должен быть «домик».
Почему мы не понимаем, что дети нуждаются в таком укрытии даже в большей степени, чем морские свинки?
Дело тут в том, что современные взрослые чрезвычайно заботливы. Кстати, это большое достоинство. Детей сейчас мало, взрослых много. Чтобы заботиться, надо видеть ребенка, знать, что с ним происходит. Вот взрослые и отделяют для детей пространство (дома или в детском саду) так, чтобы малыши всегда были перед глазами. При этом о потребностях самих объектов нашей неустанной заботы мы забываем. Банальная, но оттого не менее опасная ошибка.
Ребенок, который всегда является только объектом наблюдения и никогда не оказывается в позиции наблюдателя — менее уверен в себе. Это нетрудно понять, если представить себя в роли объекта изучения, как под микроскопом.
Наоборот, позиция наблюдателя (я смотрю, я изучаю, я собираю информацию) укрепляет уверенность. Наблюдательные люди лучше владеют собой, больше способны сосредотачиваться, что очень важно в жизни.
Но кому придет в голову учить крошечного человечка наблюдать за взрослыми?
Впрочем, учить его как раз не нужно. Важно, чтобы он этого сам захотел, почувс твовал прелесть этого занятия. Понял, что можно не бегать, не кричать — а все равно будет интересно!
Сейчас очень много детей, которые не считаются с другими людьми, в том числе близкими, поразительно невнимательны к ним. Это тоже в значительной мере следствие полной открытости пространства жизни малышей. Они постоянно как на стеклышке микроскопа, а мы глядим в глазок. Все их промахи мы видим укрупненно. Они не видят в нас ничего. И нам это приятно.
Мы вне критики, за нами никто не наблюдает. Зато сами мы зорко следим за всем.
При этом взрослый забывает, что наблюдать и быть вне критики еще более приятно ребенку. Именно потому что он еще мал, слаб, неуверен в себе. И самое интересное, что это еще и полезно.
«Домик» помогает малышу сделать сразу несколько очень важных открытий.

  • Внутренняя активность
    Оказывается, такое может быть при полной внешней пассивности. Это ситуация школьного урока. В школе преуспевают дети, умеющие быть внутренне активными. Наблюдать, считывать зрительную и слуховую информацию, думать, делать выводы ребенок должен научиться до школы. В школе этому не учат! Получается, все зависит от того, каким ребенок придет в школу. Когда пришел, уже поздно: основы личности заложены, а в школе тоже никаких «домиков» нет — все прилюдно, на виду. И человек уже вообще не испытывает потребности в одиночестве. Неумение быть наедине с собой — одно из самых страшных и опасных качеств. Такие люди не умеют рефлексировать и учиться на своих ошибках, они не в состоянии измениться даже в мелочах. Умение быть наедине с собой и потребность в одиночестве — важнейшие качества. Однако их надо воспитать. А «домик» — эффективный и простой способ для этого. Просто игра. Просто уговор: когда малыш «в домике», его нельзя трогать. Это его территория, где он защищен от всех, даже от папы и мамы. Захочет — выйдет. Все зависит от него самого. Даже у крошечного ребенка должно быть что-то такое, что зависит только от него.
  • Сосредоточенность
    Неумение концентрироваться на чем-то одном на протяжении длительного времени создает огромные проблемы и в жизни, и в учебе. Такой человек может быть очень умным и талантливым, но обычно ничего не достигает, распыляя на мелочи и свой ум, и свой талант. «Домик» учит и сосредоточенности. Нам даже не нужно ничего делать, это происходит само собой.
  • Самопсихотерапия Если малыш испугался, он прячется «в домик». Вспомним, что так поступают и животные. Отсидеться там, где тебя никто не видит. А мы разве никогда не испытываем такой потребности? Ребенок — не букашка под микроскопом. Ему нужно иногда спрятаться, стать незаметным. И хорошо, когда есть возможность эту потребность удовлетворить именно у себя дома.
  • Кстати, о своих наблюдениях малыш иногда сообщает с обезоруживающей откровенностью. Если, кое-что окажется нелестным для вас, не ругайте кроху. Просто примите к сведению. Дети порой видят то, чего мы не замечаем. Хотя бы потому, что у них другая позиция (снизу, словно из подполья). Узнать иной взгляд на привычные вещи бывает полезно, а интерес мамы дополнительно поощрит ребенка.
    Кстати, поиграйте как-нибудь вместе с малышом. Кроха охотно пустит вас в «домик», если вы попросите.

    Вадим Слуцкий, педагог

    www.moy-rebenok.ru/article/baby/720/
3
2
Подпишись на канал baby.ru вЯндекс.Дзен
Комментарии
МамусикМаленькихДусек
Для меня самой, видимо, очень важен был домик, Поэтому я всем детям знакомым и родным дарила домики. Оказывается вот почему. А сколько мы картонных соорудили дома, не сосчитать. У нас, правда, детская позволяет, но порой в комнате стоит по 3-4 разных дома. Полезная статья. Надо свекрови дать почитать. У нас ребенок пришел из садика домой, сидит в своей комнате с закрытой дверью, занимается чем-то, а если мне нужно войти, то еще не сразу и найдешь ребенка, но меня это совсем не напрягает. Когда соскучится, выйдет сама. А мама мужа постоянно следит, ей очень неспокойно, если дочь в другой комнате почему-то. С другой стороны, функции наблюдателя нет, дверь то закрыта. Надо будет домик поставить в зале, точно.
19 апр 2010, 10:09
Ответить 
СуМаШеДшаяМаМа
мы тоже всегда строили шалаши, а теперь у меня двечонки берут детский столик и накрывают его пледом там у них домик, хотя у них есть и купленный домик-палатка. Тоже очень интересная статья. Спасибо
19 апр 2010, 11:21
Ответить 

Мама не пропустит