Юлька
Юлька
Новосибирск
ЕвгенийДмитрийРоман

Умные продукты

27 февраля 2010, 14:23

Когда я надолго застреваю на кухне, то сын начинает метаться у меня между ног, таскать кастрюли в комнату, либо затихает один где-то в квартире. Я решила, что буду садить его рядом на диван, за стол, и давать ему что-нибудь для развлечения. Недавна нашла очень много интересной информации по этому вопросу. Как оказалось, на кухне  можно найти массу возможностей для занятий с малышом. Все необходимое у вас под рукой.

 

«Мама так много времени проводит на кухне, а малыш все время крутится под ногами. „Иди, поиграй, не мешай“, — обычно не без раздражения говорит она, упуская при этом уникальную возможность заняться с ребенком развитием его памяти, речи, воображения и восприятия.

Развиваем речь

  • На кухне малыш знакомится с новыми для него словами: морковь, свекла, репа, брокколи, авокадо… Проговаривайте названия четко и ясно, не ленитесь повторять по несколько раз, а через некоторое время спросите у ребенка, „как это называется“.
  • Знакомьте ребенка с обобщающими понятиями. Разбирая покупки, принесенные из магазина, объясняйте: „Это фрукты: яблоки, груши, апельсин, банан, это — овощи: свекла, лук, картошка, морковь“.
  • Загадывайте загадки, например про морковку: „Сидит девица в темнице, а коса — на улице“, „Длинный рыжий нос по макушку в землю врос“. Ребенок с удовольствием будет придумывать загадки и сам: „Гладкая, оранжевая, длинная, сладкая…“
  • Вспомните или прочтите сказки „Репка“, „Вершки и корешки“. Рассмотрите вместе, где у овощей вершки, а где корешки. Попробуйте разделить продукты на две группы: те, у которых вершки съедобные или несъедобные.
  • Называйте продукты, а ребенок (старше двух лет) пусть определяет, в каких словах есть звуки „а“, „к“, „м“. Сначала для него это будет непросто, поэтому нужно произносить слова четко (упражнение тренирует фонетический слух). — Добивайтесь, чтобы малыш правильно употреблял предлоги. Разложите фрукты и овощи в разных местах — в столе, на полке, под шкафом. Ищите вместе: „Где морковка?“ — „В холодильнике“, „Где яблоки?“ — „На столе“ и т. п.
  • Сравнивайте предметы: „Этот стакан выше, этот огурец длиннее, эти макароны тоньше, эти конфеты слаще“. Следите, чтобы ребенок правильно образовывал сравнительные формы.

Совершенствуем мышление

  • Обратите внимание на размер и форму продуктов. Попросите малыша разложить в разные корзины маленькие и большие или круглые и продолговатые продукты (огурцы, кабачки, помидоры, яблоки).
  • Сортируйте овощи, фрукты, ягоды по цвету. Например, предложите отобрать все зеленое или все красное. Попросите выбрать из трех овощей „не зеленый и не коричневый, не большой и не маленький“. Такое занятие послужит для развития логического мышления.
  • Какой-нибудь овощ или фрукт спрячьте в коробочку с отверстием, в которое можно просунуть руку. Предложите малышу ощупать предмет и попытаться определить, что это такое, а затем вытащить — и убедиться в правильности выбранного ответа.
  • Поставьте перед ребенком несколько баночек, емкостей с закрытыми крышками (они должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Или дайте их сразу открытыми — это усложнит задание.
  • Учите узнавать вкус и запах разных продуктов. Достигшие определенного „мастерства“ дети смогут делать это с закрытыми глазами: отгадывать, какой из продуктов перед ними.
  • Насыпьте в непрозрачные мешочки крупу: два заполните горохом, два — манкой, два — фасолью, два — крупными макаронами, два набейте ватой. Зашейте или завяжите их. Задача ребенка — на ощупь подобрать одинаковые.
  • Покажите несколько фруктов, затем попросите малыша отвернуться и один спрячьте. Спросите, какой фрукт исчез (хорошее упражнение для развития внимания и памяти). Начинайте с двух предметов, затем увеличивайте их количество.

Тренируем мелкую моторику

  • Насыпьте в таз или большую миску крупу — пшено, рис или любую другую. Набросайте туда мелких игрушек, монеток и покажите малышу, как их можно искать и выкапывать. Поставьте рядом небольшую коробочку, куда ребенок будет складывать найденные „сокровища“.
  • Расскажите малышу сказку про Золушку. Вспомните, как птицы помогли ей разобрать крупу. Перемешайте два сорта зерен, дайте ему две чашки и предложите рассортировать крупу.
  • Научите ребенка просеивать крупу через сито. Перемешайте два вида круп, например рис и манку, фасоль и манку (в зависимости от отверстий в сите). Покажите отдельно крупицы риса и манки. „Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоим маленьким и ловким пальчикам. Но тебе поможет сито!“ Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала одну крупу, а потом — другую. Отделение одной крупы от другой для ребенка похоже на фокус, он достаточно долго может быть занят таким делом.
  • Насыпьте на противень слой манки — ребенок сможет рисовать пальчиком, писать. Легко встряхните, ровняя поверхность, — „лист“ снова чистый.
  • Сделайте малышу массаж рук с помощью грецкого ореха. Расскажите сказку о том, как орех свалился с дерева от ветра, а потом встретил детей, которые начали с ним играть: прятать и находить его в кулачке (кулачок сжимается и разжимается); крутить на карусели (одной ладонью по другой с усилием катать по кругу); спускать с горки (рука прижата к столу тыльной стороной ладони, образуя горку, другой рукой катать орешек от кончиков пальцев к запястью и обратно). Потом можно покатать орех по столу ладошкой — вперед и назад, словно он машинка. Все это проделать несколько раз сначала одной рукой, потом другой. В конце игры орешек прячется в „бассейне“, где вместо воды — горох. Найти его там совсем не просто.
  • Прекрасное занятие — вместе лепить фигурки из теста (рецепт простой: мука, соль, вода, немного растительного масла). По желанию можно добавить краску или пищевой краситель. Тесто должно быть соленым — тогда ребенок не захочет его пробовать. Фигурки можно раскрашивать, украшать макаронами, крупой, пуговицами, ракушками.

Будим фантазию и воображение

  • Дети с удовольствием фантазируют. Сочиняйте вместе сказки и истории про разные продукты. Например, пока вы готовите суп, можете рассказывать историю про его компоненты: „Пять картофелин и морковка решили вместе поплавать в кастрюле. (Кстати, какого они цвета?) Но сначала им нужно снять верхнюю “одежду» — давай, поможем им? Их друг лук тоже хотел к ним присоединиться, но когда он начал раздеваться, все вокруг горько заплакали"… Предложите малышу продолжить рассказ, глядя на ваши действия у плиты. Можно вместе пересчитать овощи, затем спрятать один из них и спросить, кого нет на месте.
  • Сочиняйте с ребенком считалки или стишки, предлагая ему продолжить текст: «Из-за леса, из-за гор вышел красный… помидор! С ним зеленый молодец ароматный… огурец! Повернулся на бочок длинный толстый… кабачок. И для щей, и для борщей купим много… овощей!» Привлекайте к игре в «сочинялки» своих домашних — пусть это станет общим веселым семейным занятием.
  • Украшайте вместе с ребенком стол. Раскладывайте еду на тарелке в форме картинки. Например, обычную котлету с картофелем фри можно представить в виде веселой мордашки, если положить на тарелку два кружочка огурца и кетчуп: сверху, в виде волос с челкой — картошка фри, ниже — глаза из кружочков огурца, посередине — котлета — нос, снизу рисуете кетчупом улыбку. Придумайте рожице имя. Предложите малышу составить композиции: кораблик из огурца или баклажана, цветок из редиса, шашлык на шпажке из разноцветных кусочков фруктов или овощей с сыром. Поверьте, совсем немного изменив свой взгляд на приготовление пищи и сервировку стола, вы сможете сделать эти дела веселыми, познавательными и доставляющими удовольствие всем членам семьи. А все, что сегодня сделано с любовью и вниманием, завтра — вернется сторицей.


И ничего, что потом приходится ещё и убираться после таких занятий с ребенком. Потому как сын и пироги со мной «печет», да так, чт омука по всей квартире и на нем самом, и мусор собирает и выбрасывает, и овощи… ест, пока я их нарезаю )))
4
6
Подпишись на канал baby.ru вЯндекс.Дзен
Комментарии
Беликова Татьяна
Прочитала и думаю а время на готовку останется? А в принципе у меня все почти так же я на кухне мальчишки со мной, если готовлю крупы, то часть из пакета благополучно будет на полу и с пола собираться в тарелку и обратно.Только убираться они не помогают.Единственное не даю им муку.
27 фев 2010, 14:36
Ответить 
Марычева Анастасия

Очень здорово!!! Хотя у меня доченька для большинства вещей ещё маловата, но я всё возьму на заметочку!))) И Ребёночку польза и маме можно спокойно на кухне поколодовать!

27 фев 2010, 14:39
Ответить 
Анастасия
Не шикуем, поэтому авокадо не покупаем , а вообще мой сын вечно играется с половниками, скалками и ложками. Вся эта утварь больше нравится, нежели обычные игрушки.
27 фев 2010, 15:09
Ответить 
Марина
Марина Мама
Очень интересная и познавательная статья))) Спасибо Юль))) Некоторое из этого я оказывается уже реализовала в реальности))) Ну а остальное будем пробовать))) ещ раз спасибо)))
27 фев 2010, 18:26
Ответить 

Мама не пропустит