Полезные привычки – зачем они нужны?

6 декабря 2010, 21:18

=Как сформировать и закрепить у ребенка полезную привычку? – Это одновременно и легко и сложно, ведь для этого ничего особенного не требуется, но вам придется изменить свой образ жизни (к лучшему)!

Часто мы слышим, что современные дети не делают вещей, которые раньше были совершенно обычными – например, зарядку. Или забывают благодарить после еды, не убирают за собой, оставляют после себя беспорядок, не могут организовать свое время. А ведь все перечисленное – это не что иное, как полезные привычки.

 

  Привычка – вторая натура

 

Привычка, если говорить научным языком,  — это форма поведения человека, которая в определённых условиях приобретает характер потребности. Это означает, что хорошо укоренившееся в нас привычное действие требует повторения снова и снова, как только мы оказываемся в подходящей ситуации. Привычка действует в полуавтоматическом режиме. Конечно, мы можем ей пренебречь, но при этом почувствуем дискомфорт. Например, заходя утром в ванную комнату, мы начинаем умываться, хотя в голове еще не появилось ни одной внятной мысли. Если по каким-то причинам умывание невозможно (в кране нет воды), нам неприятно, мы чувствуем себя неопрятными.

 

Психологи утверждают, что достаточно 80 повторений, чтобы действие вошло в привычку. 80 повторений – это:

 

  • 2 месяца и 19 дней зарядки по утрам;
  • 4 месяца ежевечернего приготовления одежды на завтра (мы посчитали только будние дни, так как в выходные одежда в ясли и детский сад не требуется);
  • 1 месяц и 9 дней чистки зубов и умывания два раза в день;
  • 1 месяц и 9 дней уборки игрушек на место (при играх два раза в день);
  • 16 дней протирания стола после еды (при пятиразовом питании);
  • 10 дней «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания» (если вы с ребенком ходите в гости и активно общаетесь, то еще меньше).

 

Итак, приучаем ребенка к хорошему! На каких полезных привычках стоит остановиться?

 

1. Навыки чистоплотности и опрятности: чистка зубов два раза в день, умывание с утра и после еды, мытье рук перед едой, после прогулки и игры с животными.

2. Утренняя зарядка.

3. Навыки поддержания порядка: уборка игрушек, красок и пластилина после игры или развивающего занятия.

4. Соблюдение норм вежливости – здороваться и прощаться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», «простите».

 

С вопросом, что формировать у ребенка, вроде разобрались. Теперь нужно понять – как.

 

1. Начните с себя.

 

Ребенок учится новым формам поведения, копируя поведение родителей. Это – закон природы, который нам при всем желании не изменить. Поэтому, если вы требуете от чада быть вежливым и учтивым, а сами кричите в спину толкнувшей вас в трамвае даме: «Тупая корова!», – не удивляйтесь, когда ваш малыш скажет то же самое родной бабушке.

 

  Преимущество копирования заключается в том, что ребенку очень хочется быть, как взрослые, и он сам стремится все за ними повторять (в детском саду часто можно увидеть, как малыши «курят» карандаши или «чокаются» стаканами с киселем). Поэтому у вас есть мощный инструмент выработки полезных привычек у наследников -  ваш собственный пример. Пусть с рождения ребенок видит, как вы делаете зарядку, убираетесь в квартире, умываетесь и приводите в порядок свой рабочий стол. Это просто (если вы уже делали это раньше)! Если все эти действия для вас так же новы, как для ребенка – поздравляем! Ваш образ жизни меняется, и в этом нет ничего плохого.

 

2. Делайте вместе

 

Все, что касается полезных привычек, требует вашего присутствия! Ребенок сначала наблюдает правильное поведение у вас, потом пытается вместе с вами делать сам, и только после этого обучается полностью самостоятельному процессу. Так формируются не только привычки – по принципу «вместе с родителем, а потом постепенно и сам» осваиваются все умения и навыки в раннем детстве, включая речь и мышление. Поэтому при формировании полезных привычек требуется постоянное присутствие взрослого рядом с ребенком. Если взрослых несколько, у них должны быть единые требования в отношении конкретных действий: если с мамой нужно убирать игрушки, а с няней – не нужно, мамино «воспитание» пропадет впустую. Конечно, в этой точке разворачивается обширное поле для конфликтов с родственниками, но вам решать, стоит оно этого или нет. Лучше всего на период формирования новых навыков поручать ребенка одному взрослому-воспитателю, будь то мама, папа, или другие родственники, и находиться на одном месте. Иначе зародившееся умение может угаснуть под гнетом обстоятельств – этот явление хорошо иллюстрируется историями о приручении к горшку, когда в городской квартире ребенок уже сам просился, а, переехав на дачу, перестал.

 

3. Ищите хорошую форму

 

Для каждой привычки найдите напоминалку – стишок, считалочку, позволяющие запомнить последовательность и содержание действий. Например, чистите зубы под стихотворение:

 

Надо чистить каждый зуб

Нижний зуб и верхний зуб

Даже самый дальний зуб

Очень важный зуб!

Изнутри, снаружи три,

Три снаружи, изнутри!

 

Стишок длинный, поэтому, пока вы его декламируете, ребенок успеет почистить каждый зубик. Ну а содержание стихотворения напоминает, что нужно чистить все зубки. Для деток, которые обучаются самостоятельному одеванию, можно нарисовать плакат с инструкцией – сначала колготки и майку, потом юбку и свитер, только затем ботиночки. Для утренней зарядки ставьте веселую ритмичную музыку или найдите специальные записи для зарядки.

 

4. Давайте положительное подкрепление

 

Обязательно хвалите малыша каждый раз, когда он делает что-то правильно. Похвала, одобрение, мамина радость будут лучшими закрепителями для полезных привычек. Дети нуждаются в родительской ласке, и стремятся ее получать как можно чаще. Вы даете им инструмент для «добычи» похвалы и появления ощущения собственной «хорошести». Полезные привычки в раннем возрасте можно подкреплять только «пряниками». Вот с детьми-школьниками можно действовать уже немного по-другому: если неаккуратно поел – будь добр постирать скатерть.

 

Если вы решили прививать своему чаду полезные привычки, можете быть уверены – ваша жизнь изменится к лучшему. В ней появится веселая зарядка и порядок. Хотя поначалу вам будет очень трудно заставлять себя делать то, что вы ожидаете от малыша.

3
0
Подпишись на канал baby.ru вЯндекс.Дзен
Комментарии
Анна
Анна Мама
6 дек 2010, 21:22
Ответить 
Lea
Lea Мама

Очень полезная статья.М я стараюсь-не всегда получается, но стараться буду.Игрушки, конечно, быстрее убрать самой, а с малым- 2 в коробку, одну-из коробки, но зато приучаю потихоньку.И маме Спасибо говорить после еды приучаю, как говорить начал.

Эх, мне б еще и мужа приучить-красота была бы!!!

7 дек 2010, 00:42
Ответить 
❉Марфушечка-Душечка❉ツ
Отличная статья
7 дек 2010, 01:34
Ответить 

Мама не пропустит