Играя, учимся математике

Автор: Марина Подгорная
Три года – тот рубеж, на котором кончается ранее детство и начинается дошкольный возраст. Статус дошкольника налагает на ребенка немалую ответственность – готовиться к школе. И все же он по-прежнему остается ребенком и больше всего на свете любит играть.
Однако игра – это не только удовольствие, что само по себе очень важно. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас даже не догадываясь об этом.
Сегодня мы поговорим об играх, которые помогут малышу усвоить элементарные математические представления: форма, величина, количество.
Что катится?
Эта игра познакомит ребенка с формой предметов. Организуйте веселую игру соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до черты на полу. А фигурками, которые нужно катить, пусть будут шарик и… кубик. Наверное, сначала ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбирать именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик и постарайтесь вместе с ним выбрать именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним сделать вывод: «Шарик катится, а кубик – нет». Обратите внимание ребенка на углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и куб. На рисунке они будут выглядеть просто как круг и квадрат. Поучите и малыша рисовать их.
Геометрическое лото.

Купите или сделайте лото с изображением геометрических фигур. Сделанное своими руками такое пособие даже лучше подходит для обучения малыша, так как позволяет постепенно усложнять игру. В самом простом варианте, для ребенка, не знакомого с изображенными фигурами, их лучше делать одного цвета и размера. На следующем этапе можно добавить фигуры других цветов. Самым сложным будет вариант, в котором фигуры отличаются по трем признакам – форме, цвету и размеру.
Смотай ленту
Можно устроить настоящее соревнование по наматыванию разноцветных лент, наклеенных на стержни (которые не сложно сделать из карандашей). Если ленты будут разной длины то наматывание длинной займет больше времени. Обратите внимание ребенка на то, что одну из лент удается свернуть быстрее, чем другую, разверните их в полную длину и положите рядом так, чтобы разница в длине была хорошо заметна. Пусть ребенок сам догадается, с какой из лент выиграть соревнование проще.
Построим башню.
Автор этой игры – Мария Монтессори – разработала и специальное пособие для нее: 10 кубиков розового цвета разных размеров – от большого, с гранью 10 см, до самого маленького, с гранью 1 см.
Мы же можем воспользоваться кубиками разных размеров из тех, что есть под рукой. Предоставьте ребенку возможность убедиться на собственном опыте, что для того, чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше – меньшие, а самый маленький – наверху. Приучайте ребенка последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой из оставшихся кубиков. Для сравнения по величине их надо прикладывать один к другому. Построив башню из настоящих кубиков, можно перейти к строительству башен или лесенок из картонных фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался. Игра будет проходить интереснее, если у ребенка будет маленькая игрушка, которая может «подниматься» и «спускаться» по лестнице.
Сделай как я.
Это простейшая конструктивная игра. с которой можно начинать вводить ребенка в мир объемных фигур. Вам потребуются основные детали из обычного строительного набора: куб, цилиндр, призма (крыша), конус (колпачок), параллелепипед (кирпичик).
На первых порах одновременно используются 2-3, а позже 4 фигуры. У вас и у ребенка должны быть по одинаковому набору фигур. На столе перед ребенком сложите небольшую постройку – домик, башенку, заборчик. Предложите ребенку точно так же поставить его детали. Если у него не получится – попробуйте другую постройку, или поменяйтесь ролями. Когда увидите, что дело пошло на лад, и ребенок справляется с игрой, попробуйте «ошибиться» сами, пусть он вас поправит.
Для ребенка, который хорошо справляется с игрой, можно попробовать более сложный вариант – скройте от ребенка процесс постройки за ширмой, и покажите ему уже готовую фигуру.
Накрываем на стол.
Поставьте перед малышом четыре одинаковые чашки и посадите пять кукол. Спросите, хватит ли куклам чашек для чая. Если ребенок еще не умеет считать, «дайте» каждой кукле чашку. Оставшаяся кукла подскажет ребенку, что чашек меньше, чем кукол.
Играть можно с разными предметами – сравнивать количество кукол и стульев, ложек, вилок, тарелок. Сначала лучше предлагать ребенку группы предметов в пределах пяти, затем увеличивать количество до десяти.
Постарайтесь создать такие ситуации для сравнения, чтобы вначале ребенок, выполняя задание, мог взять предмет в руки и наложить его на другой или приложить к другому, позднее можно соотносить предметы на глаз, например, на рисунке. Если ребенку будет трудно, можно провести линию от одного предмета к другому.
21 ноября 2010, 23:44
Мирабелла
Мирабелла
Москва
Матвей
0
0
Комментарии

Мама не пропустит