Мирабелла
Мирабелла
Москва
Матвей

Почему он не понимает слово «нельзя»?

19 ноября 2010, 10:50

=
Почему он не понимает слово «нельзя»?

Второй год жизни малыша – очень важный для его развития. Научившись ходить, кроха семимильными шагами начинает освоение мира. И вдруг его желание все потрогать, попробовать на зуб, проверить на собственном опыте натыкается на родительское «нельзя». Естественно, сопротивление неизбежно. Как избежать череды скандалов и объяснить несмышленышу смысл запретов?

 

Временные запреты

Даже если мама и папа убрали из поля зрения ребенка все потенциально опасные предметы, оснастили шкафы и двери доводчиками, а розетки – заглушками, эти меры предосторожности сработают лишь на время. Рано или поздно ребенок дотянется до ножа, например.

Выход один: не кричать в панике «нельзя!» и «брось немедленно!», а учить кроху обращаться с опасными предметами. Ведь ребенку непонятно, почему нельзя трогать ножницы, если ими так лихо орудует мама, или почему нельзя включать компьютер – ведь папа же делает это каждый вечер.

Постоянство – важно

Помимо преходящих запретов, есть еще и постоянные. Таковыми они и должны оставаться. Не стоит сегодня разрешать ребенку бегать по лужам, а завтра категорически запрещать ему это. Такое поведение полностью дезориентирует кроху, в результате капризов своевольного человечка не избежать.

Также неплохо было бы договориться со всеми участвующими в воспитании лицами – отцом, нянями, бабушками – и привести количество и содержание запретов к единообразию. Потому что если один взрослый запрещает ходить в теплую погоду без шапки, другой категорически требует не перекутывать ребенка, а третий не имеет мнения по данному вопросу и самоустраняется – скандалить начнут не только взрослые, но и сбитый с толку малыш. Так что в вопросах, касающихся жизни, здоровья и безопасности ребенка (особенно если со здоровьем есть проблемы, например, аллергия), взрослым нужно выработать общую политику «можно» и «нельзя» – и придерживаться ее неукоснительно.

«Нельзя» не должно быть много

Если малышу нельзя буквально все, он лишен возможности познавать мир. Его развитие замедляется, нервная система расшатывается, он пребывает в постоянном стрессе от маминых окриков – и в результате вырастает в закомплексованного и озлобленного взрослого. Решите для себя, что ребенку нельзя категорически – но постарайтесь ограничиться пятью запретами. Например, нельзя подходить к газовой плите? Нельзя. А баловаться спичками? Тоже нельзя, но куда проще просто убрать спички с глаз долой – и одним запретом будет меньше.

Но они должны быть

В некоторых семьях малышу можно все. Но такое свободное воспитание вовсе не гарантирует того, что из крохи вырастет независимо мыслящий, смелый и обладающий широким кругозором человек. Скорее всего, по мере взросления с таким привыкшим к вседозволенности ребенком будет все сложнее. Как ни странно, запреты нужны малышу. Они структурируют мир вокруг него, делают его организованным – и, с его точки зрения, более безопасным.

Как объяснить, что нельзя?

Не бейте по рукам.  Руки – важнейший малышковый инструмент познания мира, поскольку в первые годы жизни именно тактильные ощущения дают мозгу больше всего информации.

Не кричите.  Тон «нельзя!» должен быть строгим, но не истеричным. Крик – это выплеск маминых эмоций, помогающих снять напряжение в первую очередь ей. А ребенка крик попросту ошеломляет: включается защитная реакция, и ни о каком понимании не может быть и речи.

Будьте уверены.  Потому что если мама и сама еще пока колеблется между «нельзя» и «можно», малыш однозначно трактует этот факт в свою пользу.

Смотрите в глаза. В этом случае малыш поймет, что информация, которую ему преподносят, действительно важна.

Не ленитесь повторять. Малыш же не ленится пробовать снова и снова! Вот и маме раз за разом придется брать ребенка на руки и относить в сторону от опасного предмета, повторяя свое «нельзя» многократно. Дождитесь момента, когда ребенок станет реагировать только на ваш голос, а не на ваше действие – и не расслабляйтесь: периодических провокаций вам все равно не избежать.

Отвлекайте. Этот способ срабатывает с самыми маленькими.

Дайте попробовать. Некоторые «нельзя» можно понять только на личном опыте. Так устройте ребенку этот личный опыт, но контролируемый вами. Например, нельзя трогать утюг – можно обжечься. Но если аккуратно помочь малышу дотронуться пальчиком и почувствовать горячую поверхность, все дальнейшие поползновения, скорее всего, будут прекращены.

Источник: Журнал «Deti.ru»
10
2
Подпишись на канал baby.ru вЯндекс.Дзен
Комментарии
София
София Мама
а я по пальчикам дочу хлопнула, когда она в сотый раз полезла пальцами в розетку...((
22 нбр 2010, 14:13
Ответить 
Мариночка
Мариночка Планирует
«Смотрите в глаза. В этом случае малыш поймет, что информация, которую ему преподносят, действительно важна.» А когда я смотрю в глаза своему сынуля он тоже смотрит на меня, а руки все равно тянутся пакостить!  И это повторяется из раза в раз! бывает говорю по нескольку раз а он все равно делает по-своему, приходится принимать жесткие меры! Но не могу я постоянно его наказывать! Как быть?
22 нбр 2010, 15:01
Ответить 
Рррр Полина
МариночкаПересмотрите свои нельзя. и замените часть из них на нет, опасно и другие слова заменители. Убирайте руки ребенка от тех предметов, которые вы не хотите ему давать, а лучше спрячьте их вовсе. Не наказывать, а планомерно объяснять. детям надо много раз все повторять, запомните это, и вам будет легче с ним находить контакт.
22 нбр 2010, 20:19
Ответить 
Lea
Lea Мама

А мы нельзя оставили только для предметов угрожающих жизни или здоровью.А остальное можно, только если… Например, на балкон нельзя там холодно, заменяем на можно, только курточку надо одеть и кроссовочки.Мобильный мамин-можно, только мама сначала вытащит батарею… и т.д.

а ножи, спички убрали, розетки защитили.

 

22 нбр 2010, 17:14
Ответить 
голубицкая татьяна
Что же делать если на любое нельзя, постоянное, он смотрит тебе в глаза и продолжает делать дальше пока мама не подойдет?
22 нбр 2010, 19:32
Ответить 
Рррр Полина
голубицкая татьянаПодходить и отводить от того места, где нельзя. Вербально вы ничего не сделаете, только действием. Сначала сказали нельзя, потом подошли и увели, унесли, спокойно, без крика и шлепков. Но твердо. и постоянно соблюдайте это нельзя. А не так, чтобы сегодня нельзя, а завтра можно.
22 нбр 2010, 20:18
Ответить 
Катя
Катя Мама
А я решила заказать себе книгу в маг. Мамин комфорт «чего не стоит делать родителям, но что они все равно делают» вот ссылка www.mamincomfort.ru/catalog/knigi/519/512.html, кто-ниб её читал?
А то после сегодняшнего случая, у меня тоже появилось желание его хорошенько отшлепать, а ведь причина то во мне...

22 нбр 2010, 19:32
Ответить 
Рррр Полина
КатяОй, прекрасная книга! И книга Млодик «Книга для неидеальных родителей» совершенно прекрасная www.mamincomfort.ru/catalog/knigi/519/513.html. Надо еще посоветовать им до кучи Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Классический набор, ставит родительские мозги на место.
22 нбр 2010, 20:16
Ответить 
Саковская Ираида

Конечно всего не спрячешь от малыша. Но мир познавать надо. Я только говорила «нельзя» когда это «опасно». У нас был пример. Его подружка обожгла ручку утюгом и он увидев этот ожёг знал, что может быть такая же боль и у него. Он у нас всё понимал только наглядно с примером, и объяснением. А слово «Нельзя» это как «поразит» выскакивает само сабой, даже и не успеваешь его сконтралировать оно как «воробей» вылетает.

24 нбр 2010, 10:40
Ответить 
ОЛЕСЯ МОСУНОВА

мой мишутка(нам 1 год)не понимает что нельзя трогать розетку.как бы я не старалась.и говорила спокойно но твердо и повышала голос, в итоге мишка получал по попе и ревел.как этого избежать? порой мне кажеться что он это на зло мне делает, потому что у него такие глаза хитрые.

25 нбр 2010, 20:26
Ответить 

Мама не пропустит