Князева Ольга
Князева Ольга
Санкт-Петербург

Трудно быть изгоем

9 ноября 2010, 12:47

=Глаза синие-синие. Смотрят на часы, мысленно считая минуты до перемены. Нет радости в этих глазах, а только тихая боль и обида. Сейчас опять начнут приставать, оскорблять, зло ухмыляться. Почему они, одноклассники, так относятся к нему? Что он сделал не так? И как можно перестать быть изгоем класса? <?xml:namespace prefix = o ns = «urn:schemas-microsoft-com:office:office» />

К сожалению, такие дети есть почти в каждом классе. Сердце любого нормального родителя разрывается на части, когда он узнает, что его родной ребенок, так заботливо выращенный, пришелся в детском коллективе не ко двору. Что же делать, чтобы предотвратить такую ситуацию?

Всегда проще предотвратить ситуацию, чем потом расхлебывать последствия. Помните, известный фильм «Чучело». Наглядный пример ребенка-изгоя. Когда Лена приходит в свой новый 6-й класс, одноклассники, хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её. Ученики в классе самые что ни на есть стереотипные: Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» (девочка, фактически лидер класса, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели), «Лохматый» (силач класса, считающий, что самое главное в человеке  — сила), Шмакова (первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё не выгодно), Попов (подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот), Валька (мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье — это много денег), Марина (мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву), Васильев (самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не лебезит перед Леной) и Сомов (мальчик из богатой семьи, пользующийся большим авторитетом в классе). Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её деда, которого в городке называют «Заплаточником», так как он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями. Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости в адрес неё и деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта. Классу её поведение кажется совершенно бестолковым, и поэтому ей дают кличку «Чучело», на которую Лена старается не обижаться. И даже после того, как дети понимают, что Лена – замечательная и они допустили большую ошибку, не общаясь с ней, Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше учиться в этой школе. И в заключительной сцене дети пишут на школьной доске: «Чучело, прости нас!», но кто вернет ребенку веру в людей и доброту? Кроме прочего, Лена так и осталась «чучелом».

С одной стороны, хорошие учителя, добрый дедушка, воспитанные социализмом пионеры – и, с другой, Лена – изгой.Предотвратить ситуацию бойкота, унижения не смогли, и только оставался один выход – уйти со школы, переехать в другой город.

Почему так случилось? В психологии существует   «теория изгоя»: в каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» – становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята – явление, к сожалению, частое и трудноисправимое.

Итак, я бы выделила 3 главных причины, почему дети становятся изгоями в детском коллективе:

1. Внешний вид. Важно, чтобы ребенок вписывался в коллектив и по росту, одежде, прическе. Особенно на начальном этапе. Позже, завоевав себе авторитет,   можно экспериментировать сколько угодно. Ту же Леночку не взлюбили из-за «серости». В детском обществе встречают точно по одежке.

Обувь, аксессуары – на это тоже надо обратить внимание, чтобы ребенок не стал объектом детских насмешек. У меня на практике был случай, когда мальчика (умничку, отличника) из-за стоптанных ботинок дразнили одноклассники.

2. Поведение.Здесь нужна «золотая середина», то есть, говоря на детском языке «не выпендриваться» и «не присмыкаться». Дети очень чувствуют слабости человека и бьют именно по ним. Как потом сами пишут «какие же мы дети жестоки я сома удивляюсь как мы токими можем быть».Учите ребенка отстаивать свое мнение, быть самодостаточным. Вот еще случай из практики: «Изгой был у меня в отряде: привез с собой Playstation и только сидел и играл, чем отвлекал других… ругался матом… не слушался… мог, когда делаешь замечание или берешь за руку, начать орать, упасть на землю… перелезал через балкон, обливал девочек водой… через 3 дня я его выгнал». Это пример негативного поведения, являющегося основой для изгойства. Однако и положительное поведение, может быть такой основой, вот случай, описанный пионервожатым: «у меня в отряде была девочка. Солнце. Чудо. Любимая девочка в отряде, 7 лет, зовут Дашенька. Такая непосредственная, милая, добрая, детская – так вот её подружки, 6-8 летки – материли её, писали злые записки, обзывали, не давали спать, прятали вещи. Издевались, как могли. А она – она никогда не плакала, иногда подходила и говорила что девочки её «сукой» обозвали или не дают спать. Ничего у меня не выходило, что девочкам не говори – всё равно, так или иначе они её тюкали. И тут случайно заметил старший пионер вожатых, сказал, что проведёт беседу и подобного не повториться. Провёл. Повторилось. Второй раз провёл. Снова повторилась. Я уж ему не стал говорить об этом, а сам пытался решать эту ситуацию. Сидел с девочками. разговаривал о жизни, о доброте, о дружбе. Выделял Дашу перед ними, ставил пять баллов за уборку (кстати, заслуженно, обычно, у девочек 2-3 было), она у меня участие принимала в выступлениях. Конечно, они так и не подружились – но задирать её стали меньше. Девочки ещё были из очень плохих семей, рассказывали, как их бьют родители, оскорбляют и унижают, так вот я выводил их к разговору о семье, об отношениях между родителями и детьми и через это показывал, как нехорошо унижать Дашеньку!
Это уже как по закону, в каждом коллективе люди, а тем более дети, ищут самого слабого». 

Поведение ребенка во многом зависит от семьи, поэтому прежде чем вести ребенка в любой детский коллектив (кружок, детский лагерь, класс и т.д.) познакомьтесь с родителями детей.  Ведь как написал один немецкий поэт середины XVIII в.:

«Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители – пример ему».

0
0
Подпишись на канал baby.ru вЯндекс.Дзен
Комментарии

Мама не пропустит