если можете, осильте текст, он того стоит

Когда начинают перечислять опасные для детей занятия родителей, то следом за алкоголизмом и наркоманией мне всегда хочется добавить в список раннее развитие, бич семей внешне благополучных. Семей вполне обеспеченных, поскольку в наше время дрессировка с младенчества требует немалых вложений времени и денег, семей любящих, поскольку все манипуляции проводятся под лозунгом «дать ребенку лучшее».
Что такое «лучшее» с точки зрения различных авторских систем раннего развития? За красивыми словами скрывается набор достаточно банальных знаний и умений, которые имеет каждый в более позднем возрасте. В основном, акцент делается на чтение и счет, плюс иногда добавляются иностранные языки, музыка, живопись и энциклопедические сведения из многих областей жизни. Иногда еще спорт и оздоровление — преимущественно гимнастика и плавание. Смысл всех систем изготовления «чудо-ребенка» в том, чтобы научить каждому из перечисленных вещей как можно раньше. Чем раньше по сравнению со средними нормами, установленными педагогами, психологами и медиками — тем лучше. Ну, и, конечно, главное — чтобы раньше, чем у мам-соперниц.

Насчет соперниц не преувеличение. Ранним развитием никто не занимается в одиночестве и молча. Даже, если пособия делаются самостоятельно и обучение проводится дома, а не на специальных курсах, все равно результаты озвучиваются и демонстрируются окружающим. Чуть ли не в каждой песочнице есть малыш двух-трех лет, рисующий на земле палочкой цифры и буквы, а то и пишущий слоги или целые слова под одобрительно-гордым взглядом счастливой матери.

Повальное стремление обучить младенцев математике и русскому началось далеко не вчера. В СССР широко гремела слава педагогов-новаторов (мужа и жены), которые придумали и испытали на семи своих детях систему воспитания, оздоровления и того самого раннего развития. Они заявляли, что уже к 7 годам может произойти необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей, поэтому начинать занятия, в том числе и по школьной программе, следует намного раньше. Традиционную же педагогику жестко критиковали и хотели изменить всю систему обучения.

Эти идеи поддерживали сотни поклонников, десятки журналистов писали об удивительной семьей статьи. Дети «новаторов» охотно позировали для фотографов, бегая по снегу и выполняя акробатические трюки, в три-четыре года они читали и считали, а в школе перепрыгивали через классы. И этот пример здоровых и активных вундеркиндов вдохновлял многих родителей на отказ от традиционных норм.

Прошли годы. Дети-вундеркинды выросли и ярко продемонстрировали результаты методики. Закончить школу смогли только двое, и те не блистали ни аттестатами, ни победами на олимпиадах.

Старший сын, закончивший МГУ, эмигрировал. Младшие дочери не поступили в ВУЗы, в восемнадцать вышли замуж и стали многодетными матерями. Та девочка, которую отдали в первый класс в 4 года, стала менеджером по туризму. Еще одна — юрист. Наиболее успешен младший, с которым, кстати, занимались наименее активно и начали позже.

Нет, я не говорю, что менеджер по туризму — это плохая работа, вовсе нет. И быть домохозяйкой, матерью пяти детей без всякого образования — совершенно не стыдно (стыдно воровать и мошенничать). Я только не могу понять, зачем надо с младенчества учить человека читать и писать, часами демонстрируя ему сложные пособия, если прекрасные менеджеры по туризму, юристы и уж тем более домохозяйки получаются и без всех этих телодвижений?

В чем состояло «чудо», о котором столько писали и говорили, если к двадцати-тридцати годам эти чудо-дети в среднем ничем не отличались от сверстников из обычных многодетных семей? Ни по интеллектуальным данным, ни по социальной успешности ни даже по состоянию здоровья? Чему приезжали учиться люди из десятка стран и сотни российских городов и сел — тому, как вырастить из детей самых обычных и не слишком-то счастливых, судя по их же интервью, взрослых? Это, вроде, умеет каждый…

Популярных авторов систем раннего развития с пафосными названиями немало. К примеру, есть система МИРР (метод интеллектуального развития ребенка). Ее автор уверяет, что «человек читающий должен появляться раньше, чем человек прямоходящий», а «позднее обучение чтению в возрасте 6-7 лет — катастрофа для любой семьи». Чтобы предотвратить «катастрофу», предлагается с рождения показывать ребенку карточки с буквами, не давая отвлекаться на игрушки — «первым делом буквы, а игрушки потом». Говорят, что дети, которых учили по этой системе, к году читают, к двум печатают, а к десяти заканчивают школу — увы, никто этих детей пока не видел. И никаких звезд научного, культурного, политического небосклона, сообщивших, что их развивали именно так, пока не объявилось.

Не объявилось и никаких гениев, ссылающихся на другую популярную в России методику, согласно которой «учить шестимесячного ребенка гораздо легче, чем годовалого, а годовалого — намного легче, чем шестилетнего!». Учить следует непрерывно, не отвлекаясь на игру с ребенком, показывая карточки и озвучивая их. Количество карточек быстро растет и доходит до 10 категорий, которые надо показывать 3 раза в день, то есть, по сути, 30 уроков — действительно, какие тут игры и разговоры, сплошное запоминание ненужной информации.

Почему-то именно на чтении делают акцент почти все создатели «новых уникальных методик». Временами у меня возникает впечатление, что у них самих были и есть большие проблемы со складыванием букв в слова, поэтому сие искусство представляется им сакральным символом гениальности. И любой ребенок оценивается лишь по этому критерию — умеет читать или нет, и, соответственно, чем раньше умеет — тем он одареннее и талантливее.

Автор методики обучения по кубикам со слогами, сообщает, что «Там, где работают по „Кубикам“, уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам». Интересно, а читающим младенцам до года там еще удивляются? Или авторским разработкам по шахматам с трех лет? Или школам, где до 8 класса все предметы ведет один учитель, читать долго не учат вообще, компьютеры и прочие технические новинки под запретом, как и современные игрушки, зато адепты уверяют будто выпускники подобных школ блестяще поступают в обычные институты и делают успешную карьеру. Фамилий по традиции, опять не называют, и ни один известный человек, опять же, пока не признался, что закончил такую школу, благодаря чему и добился высот.

Удивляются только психологи, впрочем, и они уже не удивляются, поскольку дети с проблемами в социальном и эмоциональном развитии, напичканные энциклопедической информацией, попадают на прием все чаще. Логопеды постепенно привыкли, что у детей, которых рано научили читать по новомодным методикам, проблемы с речью. Педагоги в традиционных школах уже знают, что понимание вызубренного с грудного возраста приходит намного позже, и надо фактически переучивать первоклассников, чтобы они не только складывали знакомые буквы в знакомые слова, но и пересказывали смысл. Похоже, что скоро открывать школы реабилитации детей после школ раннего развития станет не менее прибыльно, чем создавать новые системы того самого развития и множить «супер-пособия».

У одного известного психолога я прочла подтверждение своей идее о том, что ранним развитием одержимы родители с комплексом неполноценности, матери, которые не сумели реализоваться в жизни и пытаются сделать это за счет ребенка. Именно поэтому, наверное, неудачники и не способны оценить поистине потрясающие способности малышей к умению не навешивать ярлыки, к умению видеть мир без стереотипов и рамок, к умению находить новое в привычном, к умению радоваться, восхищаться, к детскому неиссякающему оптимизму, к любви, в конце концов, к честной, чистой, всепрощающей любви.

Вот они, настоящие таланты, а не способность сказать десять фраз на иностранном языке или прибавить одну цифру к другой. Увы, продемонстрировать цирковой номер из любви или радости к восторгу зрителей на лавочке тяжело, а цирковой номер с рисованием цифр на песке — легче легкого. Вот только сиюминутное удовольствие мамы от ощущения себя успешной вряд ли стоит дальнейших проблем ребенка…

Ах да… Фанаты раннего развития любят приводить в пример Моцарта и Паганини, которые стали великими именно благодаря тому, что отцы усердно занимались с ними с самых первых лет. Отрицать факты глупо.

Не отрицали факты и отцы обоих композиторов — оба они хотели зарабатывать на сыновьях большие деньги, для этого и усаживали мальчиков за музыкальные инструменты, используя методы классической дрессировки вплоть до лишения еды и побоев. Ни о какой любви, ни о каких «ради ребенка» у честных отцов речь не шла. Заметим, и дети, когда выросли, отплатили родителям точно таким же отношением. И жили оба гения трудно, умерли рано и счастливыми не были.

Если таков идеал сторонников раннего развития… Ну что же, нормальным родителям их, конечно, не понять, но дело личное…

Источник: http://www.pravda.ru/authored/02-06-2010/1033037-vospitanie-1/
4 сентября 2010, 15:20
astrid
astrid
Арабкир
МаркСтеллаАлексей
24
4
Комментарии
Алекс
Алекс Планирует
...«как вырастить из детей самых обычных и не слишком-то счастливых, судя по их же интервью, взрослых? Это, вроде, умеет каждый…»

А их и не учили, как быть счастливыми и успешными. Их не учили, как быть бизнесменами и уметь обращаться с деньгами. Их учили читать-писать-считать и т.п. А это действительно умеет каждый. Имхо, у них не было системы. Ум – это лишь часть развития.
4 сен 2010, 15:29
Ответить 
astrid
astrid Мама
Алексвот именно. я научилась тому же чтению в школе, неужели я читаю хуже тех, кто научился этому в люльке? это всего лишь навык, который так или иначе человек приобретет, если живет не в джунглях. а  жить никто не учит.
4 сен 2010, 15:33
Ответить 
Алекс
Алекс Планирует
«Почему-то именно на чтении делают акцент почти все создатели «новых уникальных методик». Временами у меня возникает впечатление, что у них самих были и есть большие проблемы со складыванием букв в слова, поэтому сие искусство представляется им сакральным символом гениальности».

Могу объяснить почему. Чтобы овладеть чтением, должен в достаточной степени быть развит мозг. Особенно те отделы, которые созревают к 5-7 годам. Должна быть развита произвольность, сформированы в достаточной степени процессы анализа-синтеза, зрительного восприятия и т.п.


Я думаю, что беда детей, которые получили раннее интенсивное развитие в том, что они впоследствии не получают такого же интенсивного, сильного более позднего развития. Ведь они посещают обычную школу, которая учит обычным вещам. Они не учатся у супер-мегаучителей, специалистов по школьному развитию. А это уже должна быть другая квалификация. Вряд ли с ними позже занимались лучшие профессора мира. А как известно, если что-то перестает использоваться, то оно угасает.
4 сен 2010, 15:37
Ответить 
Елена
Елена Мама
Я согласна с автором статьи) Зачем лишать детства ребёнка, заменяя его тем, чему он рано или поздно научится??? Те же умения и навыки будут у всех, а вот счастливое детство не заменить!!! Всему своё время))) Такое чересчур раннее развитие скорее нужно родителям, чтоб демонстрировать какие их дети молодцы, чем детям)))Да и к слову сказать, считаю, что не всем детям подходят такие методики!
4 сен 2010, 15:42
Ответить 
Светлана
Елена Абсолютно согласна
27 сен 2010, 23:14
Ответить 
Зоюшка
Зоюшка Мама
я тоже придерживаюсь мнения о том, что всё должно идти своим чередом.учёба тогда, это необходимо(с лет 5), а вот детство тем более младенчество должно проходить в играх, развлечениях, а не в нудных уроках.бред это.но на счёт чтения, я согласна, что нужно показывать книги и рассказывать о них с самого раннего возраста.прививать любовь к книгам, а всё остальное в своё время.
4 сен 2010, 16:15
Ответить 
astrid
astrid Мама
Зоюшкану это ты ведь сама ему будешь читать, а не заставлять самому
4 сен 2010, 16:25
Ответить 
Аделина
Я тоже читала о методиках раннего развития. Везде в них дети учатся читать-считать в несколько месяцев, но не ходят на горшок до 1,5 – 2 лет. По-моему маразм.
4 сен 2010, 16:40
Ответить 
Анастасия Жидкова
На самом деле против раннего развития выступают ленивые мамочки, которые придумывают всю эту чушь чтобы оправдать своё бездействие
4 сен 2010, 18:17
Ответить 
Анастасия Жидкова
По статье и комментариям видно что о методиках раннего развития здесь действительно только слышали
4 сен 2010, 18:19
Ответить 
astrid
astrid Мама
Анастасия Жидковаhttp://www.soznatelno.ru/razvitie/39-razvitie/174-kubiki-zaitseva.html все мы читали и знаем. о лености и речи нет. я занимаюсь со своими детьми более интересными вещами, чем тупологией. моему сыну скоро 5 лет, так что читала я много и разнообразно. ни один логопед и нормальный учитель начальных классов не приветствует так называемое раннее развитие. скажиет, лично вот вы скжем научите годовалого ребенка буквам, он что академиком станет или что? вот у меня бабушка академик АРМССР, а пошла в школу в положенные 7 лет и там и выучила все, что требовалось. всему свое время. это тоже самое, что присаживать ребенка в 2 месяца.
п.с. во время беременности я тое думала как вы, но никак не могла себя заставить «заниматься» с ребенком, сердце не лежало, как оказалось – интуиция великая вещь.
4 сен 2010, 19:14
Ответить 
Елена
Елена Мама
Анастасия ЖидковаАнастасия, мы не говорим о том, что ребёнка нужно вообще забросить и не заниматься. Нужно лишь в определённый возраст и в нормальном количестве эти занятия. А не посвящать всё дестство ребёнка обучению.О лености здесь речь не идёт, я думаю, тут мало таких мамочек, которые не занимаются со своими малышами.
5 сен 2010, 15:13
Ответить 
Хохлова Анна
Анастасия ЖидковаПолностью солидарна!!! Лень – двигатель прогресса и чтобы ничего не делать пишут такие оправдательные трактаты!!! Не названо ни одного автора методик и вся суть их вывернута с точностью до наоборот. Читала все их в оригинале и в них масса положительных сторон – не все конечно нужно брать на вооружение, но многое, а для того чтобы выбрать тоже нужны мозги.
27 сен 2010, 08:54
Ответить 
astrid
astrid Мама
Анастасия Жидковане скажите. у подруги ребенок несмотря на так называемое раннее развитие менее развит в эмоциональном и психическом плане, чем большинство его сверстников, которых не насилуют. и даже хуже говорит, хотя русский и английский алфавиты знает с 1,5 лет и мама интенсивно занималась с ним.
27 сен 2010, 09:02
Ответить 
Анастасия Жидкова
Значит мамочка бедного малыша именно насиловала, не уделив внимание личностному общению, взаимоотношениям с ребенком и т.д., А ВЕДЬ БОРЦЫ ЗА РАННЕЕ РАЗВИТИЕ НА ЭТО ОБРАЩАЮТ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ, начиная, например, с ношения ребенка в слинге и проч
27 сен 2010, 17:59
Ответить 
Анна
Анна Мама
Мамы!!! Тратили бы больше времени на ребенка, а не писали бы дурацкие статьи, оправдывая свою лень и нежелание заниматься дитем!!! Сколько критики, желчи, сарказма! Критикуешь – предлагай! Что вы предлагаете взамен? Манеж, автокресло, коляска с ремнями, соска в рот (хорошо, что не кляп), куча разломаных игрушек. Чем бы дитя не тешилось… Вот потом такие и сбегают с уроков и под окнами курят, от безделья телефоны воруют. Ах, не дай Боже, лишнего загрузить ребеночка!!! Почему-то сами дети находят себе довольно примитивный досуг. И мамаши, НЕ ГОРДО ВЗИРАЮЩИЕ, на ребенка ничем не лучше мам, гордо взирающих.
27 сен 2010, 23:01
Ответить 
astrid
astrid Мама
Аннамама, я занимаюсь своим ребенком, но заниматься можно не только изучением буков и цифр, а многими иными вещами, например, развитием мелкой моторики, которое развивает мозги, что в дальнейшем очень пригодится в жизни. ну дальше не буду, так как вы вообще не поняли о чем я.
27 сен 2010, 23:04
Ответить 
Елена
Елена Мама
АннаПоверьте, Анна, тратим время на ребёнка))) Мой страший, к примеру, очень активный мальчик, и его развитие лучше прокладывать через двигательную активность, а не сидеть над книжками. Правильно сказала astrid, через моторные навыки)) Нужно всё же отбирать материал, подбирая его под конкретного ребёнка, а не слепо слеледовать инструкции)))
28 сен 2010, 12:40
Ответить 
zhena
zhena Мама
ot togo chto rebenok nachnet shitat v god ne znachit chto on budet umnee let v 20 togo kto nauchilsya eto delat v shkole. Aftor prav.
27 сен 2010, 23:18
Ответить 
Мирабелла
Мирабелла 16 неделя
Все дети от рождения гениальны! А мы всякими методиками пытаемся «загасить» эту гениальность и придти к глобальной уравниловке((( Не больше не меньше хвастовство друг перед другом… Жаль у детей никто не спрашивает, а хочет ли он читать в два года, когда он и говорить-то ещё тольком не умеет))) Это не лень мамочек, а их здравый смысл даёт возможность детям развиваться гармонично и не вмешиваться в этот процесс до поры до времени.
27 сен 2010, 23:22
Ответить 
astrid
astrid Мама
Мирабеллаво-во. есть теория, что все это делается, чтобы сделать людей стадом, которым легко управлять. те же современные мультики тоже. я верю этому, уж что-то сильно много сразу стало проблемных детей.
27 сен 2010, 23:28
Ответить 
Наталия
Да всё просто! Все правы! Нужно заниматься развитием ребёнка, но, прежде всего, гармоничным личностым развитием, чутко следить за ребёнком, улавливая состояние готовности (психологической и физиологической) малыша к обучению того или иного навыка.
27 сен 2010, 23:25
Ответить 
Наталия
А вообще, если действительно внимательно наблюдать за малышами, то вы удивитесь тому колличеству умений и знаний, которыми они обладают! Честоно прожитое материнство – прекрасная психотерапия для мамы.
27 сен 2010, 23:28
Ответить 
Александра Подгорная

ребенок учится ИГРАЯ!!!

любая игра для него- это обучение чему то новому...

И если в этой игре ребенка интересуют буквы и слова, то почему бы и нет?!!! Значит пришло время!!! Но только в том случае, если родители не заставляют ребенка учить- а он сам проявляет интерес.

Вот тогда будет польза такого развития в малом возрасте!

Это мое мнение)))

29 сен 2010, 01:59
Ответить 

Мама не пропустит