Дети от 3 лет и старше

Что важно уметь и понимать ребенку при поступлении в школу

30 июня 2010, 23:59
В возрасте пяти-семи лет у ребенка формируются психические функции, обеспечивающие впоследствии школьную успешность. Готовность к школе предполагает не только и не столько конкретные знания об окружающем мире, хотя если ребенок дремуче невежествен, то учиться в школе ему будет очень трудно. Не принципиально, на самом деле, умеет ли он считать до десяти прямым и обратным счетом, знает ли времена года и названия месяцев, – хотя все эти знания, разумеется, нужны.
Почему перед школой это не самое главное? Практика показывает, что ребенок, физиологически имея в этом возрасте наглядно-образное мышление, иногда с трудом запоминает формальные вещи, например, ему не всегда легко выучить все двенадцать месяцев и запомнить их «подряд и вразбивку». Учат-учат родители и воспитатели, а от него как от стенки горох. Но вот он пошел в школу и стал ежедневно прописывать дату в тетрадке, да еще и время, когда Каникулы, само запоминается, да и летние месяцы наполняются новым смыслом. Вот и запомнился год, все двенадцать месяцев – информация перестала быть ненужной и чужой, он ее о-своил, при-своил, сделал своей. Так что незнание месяцев – не признак неготовности к школе.
Но есть вещи, принципиальные для учебы в школе. Какие?
Фонематический слух
Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки. Он должен слышать, что в именах Тим и Том звук т звучит по-разному (мягко и твердо). Различение звонких и глухих, например г-к – тоже непременное условие, чтобы ребенок писал грамотно: кости и гости. Именно это умение обеспечит ему грамотность.
Психолог вспоминает: «Привели на консультацию девочку. Четвертый класс. Внезапно пошли сплошные двойки по русскому. Я проверила все, что можно было проверить, – не могу нащупать причину, непонятно! Слушаю, смотрю. Вдруг вижу – она в слове лев пишет не в а ф. И тут я стала проверять ее фонематический слух и выяснила, что она не различает мягкости-твердости, звонкости-глухоты. Стало ясно, что плохо учиться по русскому девочка стала из-за того, что в четвертом классе резко возросла нагрузка по скорости и объему. И она, не имея хорошо сформированного фонематического слуха, а пользуясь правилами и памятью, просто не успевала проанализировать то, что пишет, и понять, какие буквы нужно писать».
– А почему раньше у нее были четверки-пятерки?
– В первых классах был низкий темп. И маленькие объемы. Она успевала. Худо-бедно на простых словах и малых объемах справлялась. Недоразвитие было неочевидным, школьный логопед его не отследил.
Чтобы избежать этого, берем книгу Бугрименко и Цукерман «Чтение без принуждения» – там все написано про развитие в игре, в том числе и фонематического слуха, – и с четырех лет начинаем поигрывать. Если книги нет, просто играем словами. По пути в магазин, на прогулке: «Папа пишет» – какие тут п? «Рыбка-ребенок» – какие р? «Ласковый лев» – какие л? И придумывайте, придумывайте сами любые игры со словами, которые дадут вслушаться в звуки, вчувствоваться в них!
См. также следующие статьи на нашем сайте:
– Развитие фонематического слуха у детей
– Развивающие игры для обучения чтению
Чувство величины
Опять-таки пример из практики психолога. «Девочка учится в третьем классе хорошей гимназии, но вдруг ни с того ни с сего начинает получать двойки по математике. За все контрольные подряд. Явно у ребенка что-то не складывается. Проверяю. Выясняется – девочка не понимает, что такое величина, она оперирует с цифрами, но у нее нет внутреннего чувства, что за каждой цифрой стоит величина. Она не могла разделить полоску бумаги на равные части, не догадалась сложить пополам, а потом разрезать. А научившись с моей подсказкой складывать полоску пополам, не смогла сложить из нее четыре равные бумажки – она не понимала, что для этого полоску нужно просто перегнуть еще раз».
Ребенок нормальный, она просто не чувствует, что именно стоит за цифрами. А это чувство должно сложиться к семи годам обязательно. «Принесли в класс десять тетрадей и пять раздали ученикам», и нужно почувствовать, что пять – не само по себе некое число, не независимая переменная, а половина от десяти. Что количество литров в бутылке не зависит от формы емкости – и в кастрюле и в бутылке одно количество.
– Меня бабушка в детстве периодически спрашивала, что тяжелее, пуд сена или пуд железа.
– Вот-вот, это тоже относится к инварианту величины. Почаще задавать детям такие задачки – и все будет с математикой в порядке.
Суть числа, цифры, веса хорошо помогает понять обычное взвешивание. Но не на электронных весах, которые только и может сейчас увидеть ребенок в универсамах. На них кладут пакет картошки – и выскакивают цифры. Откуда они взялись? Почему именно эти, а не другие? Непонятно. А обычные весы делают понятным, что такое «взвесить». Килограмм яблок уравновешивает килограммовая гиря. И объяснять не надо. И так видно. Хорошо иметь дома аптечные весы. И говорить малышу, обращать его внимание: луковица весом 100 граммов в стакан не влезет, а 100 граммов гречки поместились. Что кусок пластилина, взвешенный на весах, один и тот же по весу, и если мы его сделаем лепешечкой, и если шариком. Тут не нужны объяснения, это надо просто усвоить, как никто не объясняет, что молоко белое, а вода прозрачная.
Готовим обед, даем ребенку стакан и разные банки с кастрюлями, пусть попереливает из одной в другую и убедится, что стакан воды – он в любой кастрюле стакан. Разделим яблоко на половинки, четвертинки, трети. Кучку фасоли, которая пойдет в суп, разделим на половины.
Разломаем апельсин на осьмушки. Надо сказать, что подобные занятия не только дают возможность нормально усваивать и понимать математику, но и развивают речь: «Половина, осьмушка, натрое». Все начинается просто:
Мы делили апельсин, 
много нас, а он один. 
Эта долька для ежа, 
эта долька для стрижа... 
А для волка кожура.
А став взрослым, человек с чутким к родной речи слухом сможет уловить подлинный смысл, например, вот этого стихотворения Новеллы Матвеевой:
Я, говорит, не воин,
Я, говорит, раздвоен,
Я, говорит, расстроен,
Расчетверен, 
Распят!..
Авторы: A.Гиппиуc и C.Maгид
0
0
Подпишись на канал baby.ru вЯндекс.Дзен
Комментарии

Мама не пропустит