Дети от 3 лет и старше

Сигнал для родителей

30 июня 2010, 23:35
Кризис у всех детей начинается примерно одинаково: меняется поведение любимой детки.
Еще вчера ваша лапочка обнимала вас при встрече и вовсю напрашивалась в помощники, а сегодня вдруг демонстративно фыркает и отворачивается. Ни с того ни с сего! И можете не задавать сакраментальный вопрос: «Что случилось?» – не ответит. Потому что просто не поймет, что вы имеете в виду. Просто хочется – и все; ну – хочется так, по-другому, себя вести. Девочки манерничают, мальчишки кривляются, и те и другие словно бы дружно забывают привычно-правильные нормы поведения. Почистить зубы, убрать постель или протереть туфельки – привычные бытовые ритуалы вдруг так надоедают, что дети начинают их упорно игнорировать.
Забавно, но ребенок больше всего протестует не против чего-то принципиально важного, а как раз против вот таких повседневных требований. Ну не нравятся они ему – и все! Впрочем, кризисные фокусы обычно безвредны и особых хлопот не доставляют никому; они, конечно, неудобны для мам и пап, но вполне терпимы. Утешьтесь и будьте снисходительны: это явление временное.
Если вы пороетесь в памяти, то, вероятно, и сами вспомните парочку-троечку совершенно нелепых собственных выкрутасов из той далекой поры, когда ходили в первый класс или только собирались пойти учиться.
Со мной лично случилось вот что. Уж в чем провинились наши соседи – не знаю, но мне вдруг страшно надоело здороваться с ними. И тогда я решила назначить себе выходной: раз в неделю обойтись без «здрасьте!», то есть ни утром, ни днем, ни вечером, решила я, не здороваюсь ни с кем во дворе. Сказано – сделано. В свой «законный выходной» я молча проходила мимо всех знакомых тетей и дядей. Они мне: «Здравствуй, Ниночка», – а я ни гу-гу. Помню, как от собственной дерзости было мне немножко не по себе, но… потрясающе приятно. Родители недоуменно разводили руками, что-то объясняли упрямой дочке и на чем-то настаивали. А я молчала и думала: «Без вас знаю», – и гнула свою линию. А как я уж-жасно гордилась, какая я стойкая и решительная и не поддаюсь ни на какие уговоры! Все – решаю – сама!
Кстати, «завязала» я с выходными от «здравствуйте» сразу же, как только на мою временную бескультурность махнули рукой.
Дети выкидывают фокусы по очень простой причине. Появляется новая потребность – в активной умственной деятельности. Когда человек голоден, он не угомонится, пока не удовлетворит потребности своего желудка, – ведь правда? Так и тут. «Умственный голод» начинает терзать нашу детку и толкает на поиски «чего-то вкусненького». И каждый ребенок ищет (и находит) свою, так сказать, мисочку с едой. Так что все очень просто: дайте подрастающему возможность учиться – это будет самое вкусное блюдо для него. Дайте ребенку возможность насыщаться – удовлетворять свой «умственный» голод – и ему некогда и незачем станет бороться с вами.
Сотрудничать с вами и разумно подчиняться вам ребенок будет тогда, когда получит возможность учиться.
На смену игровой мотивации пришла другая – познавательная. И ведущей деятельностью в этот период становится учебная деятельность.
Одно маленькое, но важное уточнение: учебную деятельность здесь следует понимать в самом широком смысле. Учиться – это получать знания, развивать свои способности, приобретать практические навыки, учиться мастерству; в общем, заниматься осмысленной работой. Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий. Только в этом случае он прикладывает усилия, активно приобретает полезные навыки и развивает свой интеллект.
На этой ступеньке своего развития детям нужно приобрести уверенность в том, что они способные и трудолюбивые существа.
Если ребенок поверит и убедится, что он способен и трудолюбив, то и в дальнейшей жизни он будет вести себя уверенно и адекватно. Он приобретет очень важное качество – компетентность. Это значит, что, решая разные жизненные задачи, он сможет непринужденно, вовремя и эффективно использовать свои навыки и свой интеллект. И чувство неполноценности его не коснется. Комплекс неполноценности взрослого как раз и начинается с того, что юный человек не смог ни поверить в свои способности, ни убедиться в них.
Раньше он узнавал этот мир «снаружи» – глядел на него и изумлялся, трогал, щупал, ворошил – теперь он будет узнавать его еще и «изнутри», чтобы постичь связующие нити и тайные закономерности. Чтобы прийти в равновесие, в гармонию с миром.
0
0
Подпишись на канал baby.ru вЯндекс.Дзен
Комментарии

Мама не пропустит