Воспитанники экрана

Воспитанники экрана
Предлагаю материал для размышления – отрывки из статьи Веры Абраменковой – главного научного сотрудника Института развития дошкольного образования РАО, зав. лабораторией социальной психологии детства, профессор МГППУ, доктора психологических наук.
Возможно, некоторым они покажутся излишне драматичными.
Но родителям важно знать о возможных последствиях неконтролируемого общения ребенка с «экранной няней». 
… Показатели нравственно-духовного здоровья ребенка содержат в себе следующие критерии: 
– проявление гуманных отношений ребенка к предметному миру, другим людям и себе самому; 
– наличие светлой оптимистической детской картины мира,
– субъективного психо-эмоционального благополучия, 
– радостного мироощущения и веры в будущее.  
Сегодня приходится констатировать снижение всех этих показателей качества жизни современного детства.  
… Анализ известного рисуночного теста «Моя семья» за последние 15-20 лет демонстрирует резкое снижение графических показателей психо-эмоционального благополучия ребенка и его удовлетворенности от принадлежности к семье как социальной группе.
Знаменателен в этой связи анализ детских рисунков «Моя семья» – центральным мотивом которых становятся телевизор и «видак» – именно они, любовно прорисованные детьми, как правило, занимают центральное место в рисунке, как бы символизируя «домашний очаг», или «членов семьи», при этом зачастую в ущерб изображению реальных членов семьи, людей вообще. За последние годы возрос процент таких рисунков.
… Другим важнейшим фактором, духовного нездоровья ребенка является дисгармония отношений в системе «ребенок- ребенок», в детской субкультуре.
К сожалению, приходится констатировать, что многие культурные формы, тексты детского фольклора, и пр. либо утрачены, либо находятся в стадии деградации. Например, эволюция детской страшилки от «пугалки» к садистским стишкам свидетельствует о процессах дегуманизации в детской субкультуре, когда остроумная смесь жестокости и радостного смеха ближе ребенку, чем сострадание. Возникновение подобных форм детского фольклора в последние десятилетия, безусловно, свидетельствующих об изменениях детского сознания в сторону его танатизации.  
… По мнению В.М. Григорьева – собирателя, организатора и «реставратора» народной игры – играть стали не меньше, а хуже: "… качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушительство и т.п. Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр – генетического фонда игровой культуры каждого народа".  
… Проведенное недавно психологическое исследование Е.О. Смирновой в детских садах показало, что на вопрос «Во что ты любишь играть?» 5% детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби), которыми они просто манипулировали, и большинство детей называли какие-то подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры (самое главное, ее смысловой стержень) сформулировать смогли лишь некоторые. Из игры уходит ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.
… В то же время повсеместно расширяется повальное увлечение детьми всех возрастов компьютерными играми. Компьютерные игры сегодня оказываются более привлекательным занятием для детей, чем чтение книг и даже поглощение кино-, теле- и видеопродукции, они отвращают ребенка от отечественных ценностей, воспитывают презрение к национальным традициям. Дети оказываются отчуждены от литературного и от национально-культурного наследия, поскольку практически вся эстетика экрана построена на инокультурной (преимущественно американской) содержательной графике образов, персонажей, интерьеров, ландшафтов и пр. Компьютерные игры способствуют разжиганию пагубных страстей: страсти к властолюбию и тщеславию, наживе и нездоровому азарту, лжи, жестокости. 
Быстро формирующаяся у ребенка психологическая зависимость от компьютерной игры, сродни наркотической, отчуждает его от живого общения с взрослыми, сужает сферу совместной деятельности ребенка и взрослого в семье. Компьютер вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками, столь необходимую для его психического развития и личностного становления.
Как показали исследования, родители весьма беспечно относятся к увлечению детей компьютерными играми. Лишь 23% родителей не одобряют долгое сидение за компьютером, а большинство считает, что компьютер «развивает быстроту реакции, память и мышление, учит логике и сообразительности».  
… За последние годы возникла целая субкультура приверженцев компьютерных игр: издаются десятки специальных газет и журналов, в больших городах действуют компьютерные клубы, в которых игроманы младшие школьники, подростки, юноши общаются на своем языке, имеют свою символику, клички, собираются в «кланы».
… Уже сегодня компьютерная игра становится, наряду с телевидением, серьезным фактором всеобъемлющего воздействия – своего рода телеэкранной социализацией современного ребенка.  
… Таким образом, экран для современного ребенка является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором, агрессивно программирующим образ жизни, «новую мораль» и систему ценностей.  
  Вера Абраменкова
30 июня 2010, 23:28
Татьяна
Татьяна
Петрозаводск
СыночекДоченька
0
0
Комментарии

Мама не пропустит