Надо чутко относиться к фантазиям ребенка и уметь их анализировать

Наталья Суворова детский возрастной психолог комментирует результаты исследования, говорящие о том, что за детскими фантазиями могут скрываться серьезные психические расстройства. Написано все очень грамотно и понятно.
Надо чутко относиться к фантазиям ребенка и уметь их анализировать
«В 3-5 лет ребенок еще не имеет достаточных и полных знаний об окружающем мире, но у него есть замечательный познавательный процесс – воображение, достигающий пика к 6-9 годам. С его помощью он может объяснить себе то, чего не понимает. По мере того, как расширяются познания ребенка об окружающем мире, он реже пользуется воображением. А ведь оно нужно и детям и взрослым – представителям самых разнообразных профессий: политикам, врачам, архитекторам, инженерам, художникам, учителям. 
Поэтому в современном мире существует две проблемы: как заставить ребенка меньше выдумывать и жить реальной жизнью, и как сделать так, чтобы у взрослых было творческое воображение? Вполне вероятно, если уметь ценить яркое, необычное, самобытное воображение ребенка, то, став взрослым, он сумеет использовать его. Но большинство родителей с опаской относятся к придуманным ребенком историям. С одной стороны ребенок должен говорить правду, значит, если придумывает, то может и соврать. С другой стороны ну зачем ему придумывать? Почему он не хочет быть/жить в реальности? 
Взрослые забывают, что ребенок живет в другом мире. Там под кроватью может обитать динозавр, в окно может влететь черная птица и заклевать. Никакие логические доводы не действуют. Но птицу может отпугнуть волшебный кактус, а динозавр в обнимку с кошкой Муркой будет спокойно спать всю ночь. 
Если вашему ребенку 4-5 лет и у него бурно развита фантазия, это замечательно. Разговаривайте с ним, расспрашивайте его о том, что происходит в его мире. Слушая, как ребенок объясняет действия своих героев, говорит о том, что им нужно, родители получают сведения о внутреннем мире ребенка и его проблемах. Если у него есть страшный-страшный придуманный герой, то самое время выяснить: зачем он нужен, от кого защищает? Переведя сведения с детского языка на взрослый, получаем следующую программу действий. 
Есть ситуации, где ребенок не чувствует себя в безопасности. Родители могут помочь а)научив, б)прорепетировав, в)объяснив. Через какое-то время персонаж исчезнет. А вот если герои фантазий постоянно больны, с ними постоянно случаются несчастья, их бьют, унижают, над ними смеются – проконсультируйтесь с психологом. 
Потом, когда у ребенка нет друзей, но есть сложный, интересный, придуманный мир, где он лидер, герой, всем необходимый человек, то постарайтесь, выслушав очередную историю, помочь ему проявить в реальности те качества, которые присутствуют у него в мечтах. Конечно, это будет непросто, но при доброжелательном подходе с третьей или четвертой попытки что-то может получиться. Если не получается, то посоветуйтесь с классным руководителем, школьным психологом, тренером секции на предмет того, как организовать детское или подростковое мероприятие с целью подружить ребят (поход, спектакль, посещение концерта). 
И последнее: если выдуманные истории прикрывают огрехи в успеваемости (двойки), поведении (нарушение дисциплины, запись в дневнике), то здесь воображение используется для уклонения от ответственности. Несколько фактов (2-3) анализируются, проводится беседа о доверии и ответственности, о правде, лжи и о честности, как лучшем способе выхода из неприятностей. Оговариваются формы контроля (например, 1 раз в неделю беседа с классным руководителем или тренером). Если ребенок будет знать, что его слова легко проверить, то необходимость в придумывании историй просто отпадет».
 У меня в детстве была вымышленная подружка Аля, мама абсолютно спокойно относилась к этому. Потом просто переросла я все и это.
А какие фантазии у ваших деток, у вас были в детстве?
25 июня 2010, 17:40
6
2
Комментарии
Аленочка
Я не помню, было ли что-то подобное  у меня… Но вроде бы не было… Фантазировать, выдумывать истории, сказки и тд я никогда не умела и не любила…
25 июн 2010, 20:08
Ответить 
Наталия
Наталия Планирует
А я придумывала истории про себя. И рассказывала их в красках. Фантастические. Мы жили на учлице в частном секторе, детей человек 15, разных возрастов, но все очень дружные. Все знали, что я сочиняю- это было официально известно, типа я случайно выпила одно средство и теперь иногда меняю цвет кожи. Вдруг. Я рассказывала как попадала в неловкие ситуации, как пугала воров или учителей… Каждый вечер мы собиралисьи я рассказывала очередную историю, вовлекая в это не только друзей, но и случайных прохожих. Мало кто отказывался. А потом мы стали разыгрывать наиболее понравившиеся приключения с декорациями и театральным реквизитом из подручных средств. Люди, которые ходили по нашей улице на пляж, даже спрашивали у нас или живущих тут взрослых, во сколько сегодня очередная серия… Спрашивали что принести с собой, можно ли придумать своего героя (и это были взрослые люди, с детьми, даже пожилые)
Так что мне фантазировать никто не мешал.
26 июн 2010, 15:43
Ответить 
Юлька
Юлька Мама
А меня в детстве пЁрло во все стороны, может потому, что я перечитала сказок))
26 июн 2010, 16:45
Ответить 
Мария
Мария Планирует
У меня был друг Альф, очень симпатичный мальчик, похожий на маленького принца, и лошадь Бронза)))) Фантазировать я любила))) Сейчас эти качества в жизни очень помогают
27 июн 2010, 08:47
Ответить 
Елена
Елена Мама
Я росла одна в семье и, конечно же, у меня были придуманные друзья. Только родителям о них я не говорила. «Друзья» исчезли с появлением настоящих и на мой психике это вроде бы никак не отразилось.)
28 июн 2010, 10:43
Ответить 
Юль-Пуль
я в детстве очень любила фантазировать и часто придумывала такие истории и так их радужно и вдохновенно рассказывала, что многие верили. да и сама уже забывала, что придумки это) и сынок сейчас всё время что-то фантазирует)))
29 июн 2010, 01:37
Ответить 

Мама не пропустит