О последствиях применения электронной техники (продолжение)

Кроме того, зрительные впечатления должны обрабатываться в мозгу – быть понятными для ребенка. При таком нормальном зрительном процессе, когда глаза наблюдают за реальностью, находятся в постоянном движении и воспринимают тонкие цветовые оттенки и пространственные объекты, обработка информации связывается с мышлением. Поток информации с экрана телевизора далеко превышает возможность ребенка воспринять его и самостоятельно обработать. Мозг работает урывками, ассоциативно. …Это влияет на формирование тонких нервных связей в мозгу ребенка. Мозг формируется лишь как инструмент пассивной и ассоциативной умственной деятельности и будет мало пригоден для активного творческого мышления.

В дальнейшей жизни человек, который рос в таких условиях, постоянно ждет, что важная информация придет снаружи, и почти неспособен создавать собственные идеи и суждения.

Исследования (В.Гёбель, М.Глёкнер, – Швейцария) свидетельствуют, что детей, регулярно потребляющих продукцию СМИ, отличает то, что они:
– мыслят быстрыми и готовыми ассоциациями;
– ставят поверхностные вопросы, но ответы их не очень интересуют;
– ответы на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные;
– интерес к определенным вопросам неглубок;
– в общении с людьми не ощущают дистанции, и при этом не умеют вступать с людьми в личностные контакты;
– неспособны отвечать спокойным взглядом;
– чувства их примитивны, а поведение имеет тенденцию к бесцеремонности.

Врачи-исследователи считают, что в идеале телевизор и компьютер должны играть определенную роль в жизни человека только по окончании формирования его волевого и эмоционального развития, то есть с 13-15 лет.

Анализ литературы по вопросам влияния ТВ и компьютерной техники на детей до 12-13 лет выделяет следующие аспекты их личностных качеств:
– речь как средство самовыражения остается примитивной;
– способность выделять основное содержание прочитанного текста снижается;
– при устном общении очень трудно сориентировать ребенка на создание собственных представлений, чаще у него возникают стандартные зрительные образы и ассоциации;
– ребенок почти не читает, ему нравится рассматривать рисунки (комиксы и т.п.);
– активная переработка того, что ребенок видит, слышит или читает, не происходит; из-за этого задерживается развитие способности к сосредоточенности и внимательному наблюдению, творческому поиску, целенаправленной деятельности;
– стимулируется наклонность к алкоголю, токсико- и наркомании, поскольку ребенок привыкает получать лишь чувство удовольствия, ничего самостоятельно не делая или прикладывая минимальные моторные усилия в компьютерной игре;
– развитие воли нарушается, ибо ребенок, сидя перед экраном, не имеет возможности действовать активно-следственно, как должно происходить в определенном возрасте, поэтому после такого сидения идет агрессивный и неупорядоченный взрыв накопленной и нерастраченной активности.

Отдельно следует подчеркнуть то, что поток как зрительной, так и слуховой информации, которую несет телевидение, формирует у ребенка «базу данных», подсознательные установки, которые будут определять всю его дальнейшую жизнь. Агрессивность, негативное отношение к окружающему миру, разочарование в жизни – непосредственные следствия полученных в детстве установок. Но, прежде всего – это установка на пассивное восприятие мира – равнодушие и бездеятельность.

…Большинство из 20 миллионов безработных Европы – это «телеинвалиды». Юноши и девушки, которые нормально живут и работают, в детстве смотрели телевизор не более часа в неделю, а некоторые росли вовсе без телевизора. Более-менее удовлетворительно приспособились к жизни те, кто в детстве общался с телевизором не более чем полчаса в день. По оценкам экспертов, 10 часов телесеансов в неделю снижают творческий потенциал на четверть. Два часа общения с телевизором в день приводят к утрате половины творческого потенциала. Человек может лишиться социальной активности на 90%, если в дошкольном возрасте смотрел телевизор более 3 часов в день.

Психологи советуют, чтобы ребенок до 4 лет (основной период дозревания головного мозга) не смотрел телевизор вообще. После 6 лет общение с телеэкраном не должно превышать 1 часа в неделю; после 10 лет – 2-3 часов в неделю. После 16 лет ограничения можно снимать – ребенок стал взрослым.

Отдельно следует сказать об общении с компьютером детей до 13-15 лет.

…Так называемое творчество ребенка при работе с компьютером ограничивается определенной схемой, границы которой заданы извне. Деятельность ребенка сводится к перебору определенных заданных вариантов, поэтому творческая фантазия, то есть развитие интеллекта ребенка не стимулируется, а, наоборот, угнетается.

Компьютерные игры, безусловно, стимулируют готовность реагировать. Но при этом отрабатываются автоматические реакции, не связанные с умственной деятельностью. Это приводит к росту возбуждения нервной системы ребенка, несдержанности его реакций и в жизненных обстоятельствах. Кроме того, такие игры провоцируют радость манипулирования и удовольствия от саморазвлечений, достигаемых простым нажатием на кнопку.

Особенно угрожающим в этом отношении является возраст от 4 до 15 лет – возраст формирования социальности, когда человек учится чувствовать других, общаться с другими людьми. …Очень часто подросткам общение с компьютером, который не обидит и не обидится, заменяет общение сначала со сверстниками, а позднее вообще с людьми. Именно поэтому на Западе психологи поднимают проблему компьютеромании среди подростков.

После 15 лет, когда фундамент творческого мышления, волевой и моральной сферы уже более-менее сформирован и пришло время для развития логического мышления, уяснения законов мира и связей между ними, настает время использования компьютера, который уже не будет игрушкой или приятелем, а станет вспомогательным инструментом в работе.
Сколько времени проводят ваши дети у экрана телевизора? Разрешаете ли вы им сидеть за компьютером?
22 июня 2010, 19:19
0
1
Комментарии

Мама не пропустит