Дети от 3 лет и старше
Лариса
Лариса
Сочи
ИванАлёшка

Изменения в развитии ребёнка при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Часть 2.

14 июня 2010, 13:08

От вопроса «почему?» к вопросу «как?»

Кризис 7 лет.  
Часть 2
www.nachalka.com/skoro_v_shkoly_2

Ну что же. Мы поговорили о первой причине изменений в развитии ребёнка при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Это противоречие между потребностью и умениями. Отправной точкой этих изменений является появление у старшего дошкольника воображения. Ребёнок фантазирует, рассуждает и:

  • учится переходить от конкретных ситуаций к объединению Изменения в развитии ребёнка при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Часть 2.их в общие правила ; 
  • учится выделять существенное;
  • ребёнок учится смотреть на себя со стороны;
  • учится планировать свои действия.

Все эти навыки у дошкольника особенно эффективно помогают сформировать настольные игры с правиламии командные соревнования, например, «Весёлые старты», «Весёлые конкурсы»и т.п. Именно в таких формах общения ребёнок начинает сравнивать свои возможности и знания, своё поведение с поведением и навыками взрослых и других детей. Играйте с ребёнком, играйте!Происходят ситуации, когда ребёнок проигрывает и не получает поощрений. Он уже не всегда лучший. Приведу один пример из собственной практики.

Изменения в развитии ребёнка при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Часть 2.Когда в очередной раз я взяла первоклашек, то поняла, что сплотить детей в один коллектив будет сложнее, чем в прошлые потоки. Слишком много было ребят психологически неготовых к школьному обучению. И адаптационный период, и внеклассные мероприятия, и уроки шли очень нелегко. «Делаю то, что хочу!», – было основным правилом многих учеников. Мы учились работать в парах, в четвёрках, в группах. Ребята с трудом привыкали слушать не только себя, но и других. Многие очень болезненно переживали свою несостоятельность в разных областях школьных отношений: отказывались работать коллективно, бросали тетрадки на пол, устраивали истерики, обижались, если хотя бы один раз они не были в чём-то первыми. Беседовала с родителями. Результат стал появляться постепенно. И ко второму классу почти все детишки стали более адекватно относиться к коллективной работе, к оценкам (не к отметкам – их нет в первом классе) учителей и воспитателей. Но некоторые смогли изменить свою самооценку только к середине второго класса. У кого-то до сих пор есть остаточные проблемы. Тренинги, конкурсы, групповые творческие дела, постоянные упражнения по самооценке возможностей потихоньку меняют отношения ребят в классе. Да и родители стали меняться. 

Имея завышенную пока самооценку дошкольника, ребёнок начинает осознавать, что он не самый замечательный и не самый умный.

Это вторая причинапсихологического дискомфорта и непонятного поведения ребёнка. Постепенно самооценка маленького гения начинает снижаться. Ребёнок уже может чётко оценивать, что он делает хорошо, а что ещё не очень. Конечно, дети, которые ежеминутно слышали хвалебные оды в свой адрес, будут переживать это разочарование сложнее. И «кнута», и «пряника» должно быть в меру. Так в поведение ребёнка появляется новая форма.

Ребёнок  начинает по-разному оценивать своё поведение, свои знания и умения:

«Это я делаю хорошо, а это не очень. Это я умею, а это нет».

Изменив своё отношение к игре, ребёнок начинает понимать, что игровые правила не всегда действуют в обычных жизненных отношениях в семье, с друзьями, со взрослыми. Их нельзя менять по собственному желанию. В жизни нужно знать и уметь пользоваться правилами общества. Именно эти правила могут теперь помочь получить новые знания, а значит быть значимымне только для себя, но и для других (родителей, воспитателей, учителей, сверстников).

Так у ребёнка появляется самый важный признак возрастных изменений – произвольность. Это умение управлять собственными психическими функциями (памятью, вниманием, восприятием, теоретическим мышлением), желаниями; критически оценивать себя. 

Психологами доказано, что если воображение может сформироваться и к 6 годам, то произвольность формируется только к семи годам, а у некоторых детей и позже.

Ну а теперь добавим в записную книжку основное.

 Изменения в развитии ребёнка при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Часть 2.

0
0
Подпишись на канал baby.ru вЯндекс.Дзен
Комментарии

Мама не пропустит