Дети от 3 лет и старше
Надежда
Надежда
Москва
Михаил

У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ!

11 мая 2010, 15:42

Дааа, все мы, умные-опытные взрослые, знаем: у природы нет плохой погоды. И несмотря на то, что лето бывает разным, стараемся найти плюсы дождливой погоды и. Только как это объяснить малышу, привыкшему играх на улице, что сегодня не получится? Будем стараться вместе подружиться с дождиком! (это особенно подходит к осени, но и лето приносит сюрпризы)
У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ!

ТОЧКА, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ...
Вы знаете, дождик отличный помощник в рисовании! Особенно не проливной ливень, конечно, а мелкие моросящие капельки, медленно и степенно падающие с неба. Если ваш малыш любит так называемые «соединялки» (это рисовальные задания Соедини по цифрам или буковкам и посмотри, что получится)- эта забава как раз для него.
Берем лист неглянцевого картона, открываем окно и выставляем лист на улицу параллельно земле, прямо под капли. Считаем до трех и заносим картонку обратно. На листе остались хаотические точечки и пятна. Вот теперь наша задача- включить фантазию и, соединяя эти точки, что-нибудь изобразить. Нравится даже самым-самым… взрослым! И у многих взрослых даже получается!
ГОНКИ ПО ВЕРТИКАЛИ.
Многие любят наблюдать, как катятся капельки по оконному стеклу. Они то бегут, обгоняя друг друга, то как бы застревают на месте и так и хочется ее, бедную, маленькую, беспомощную подтолкнуть. НО потом она внезапно опятьнабирает силу и скорость и мы снова радуемся ее движению.
А ведь можно не просто наблюдать! Если сидим вдвоем у окна, всегда ведь такие наблюдения превращаются в соревнования: А моя твою обогнала!- Да нет же, ты не туда смотришь! Действительно, несложно и запутаться, ведь «спортсменов» в таких соревнованиях так много и все они на одно лицо.
Попробуйте взять маркер для белой доски (на таких обычно стоит пометка WBM-White Board Marker) и наметить трассу «забега», линии старта и финиша. Пометки от такого маркера легко стереть со стекла обычной тряпочкой. Судить и болеть станет значительно легче!
МУЗЫКА ДОЖДЯ.
Когда дождик звонко барабанит по крыше или карнизу, конечно, приятнее всего завернуться в теплый плед и подремать. Но, если дождь зарядил, не станешь ведь спать целый день! Все равно нужно двигаться вперед, в движении жизнь! И пусть капельки будут нам помогать в этом.
У дождика песенка очень ритмичная. Постарайтесь уловить его ритм и попробуйте на его основе что-нибудь сымпровизировать: руками по подоконнику, хлопая с ребенком в ладошки, или напевая несложную джазовую мелодию. В такие моменты вы сможете с удивлением обнаружить, что ваш малыш чувствует течение звуков! Причем даже лучше вас!
Может быть, у вас даже получится песенка. Если слова не рождаются сами, вспомните известные детские стихи о дождике. Они как бы напоминают нам стук капелек. А еще под них весело и бодро шагать под дождем! Хороший повод выучить их с ребенком.
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице- смотри, смотри!-
Он пускает пузыри.
Если лужицы нальются,
Так и хочется разуться,
Побежать и потрясти
В теплом дождике кусты… (З. Александрова)

Вот молнии,
Вот тучи,
Вот с зонтиками дяди.
А как мне гром гремучий
Нарисовать
В тетради? (А. Береснев)


Осень, осень,
Подожди
Лить
Холодные дожди:
В нашем поле
У реки
Мокнут
Хлебные валки… (А. Береснев)


И бежали через поле
Все ребята по домам-
Скоро молния расколет
Лес и небо пополам.
Дождь холодный и колючий
Встанет плотно, как стена.
И увидеть его лучше,
Сидя дома, у окна. (С. Панфилов)

Я не сплю. Лежу и слышу:
Моет дождик нашу крышу.
Моет стекла он в окне,
Говорит тихонько мне:
«Я холодный и колючий,
Я иду из серой тучи,
Никому совсем не нужен,
Только лужам, только лужам...»
Засыпаю я и слышу:
Моет дождик нашу крышу.
Будто ходит много лап:
Кап-кап-кап, кап-кап-кап… (Л. Фадеева)


Дождик песенку поет: как-кап.
Только кто его поймет: кап-кап.
Не поймем ни я, ни ты,
Но зато поймут цветы.
И зеленая трава,
И весенняя листва.
Лучше всех поймет зерно -
Прорастать начнет оно. (Б. Заходер)

Люди спят, и птицы спят-
Тишина полная.
Осветила темный сад
Молния! Молния!

Сильный ветер на кусты
Налете волнами,
И опять из темноты
Молнии! Молнии!

Ветер, ветер-ураган
Бьет деревья по ногам,
И стволы трещат,
И трепещет сад.

Дождь, дождь льет.
В барабаны бьет. (А. Барто)

БЕЛЫЕ КОРАБЛИКИ.
Даже если вы, родители, не слишком жалуете сырую погоду, постарайтесь с энтузиазмом отнестись к предложению малыша пойти-попускать кораблики. Во-первых, прогулка под дождиком- отличная закаливающая процедура, конечно, если дождь без сильного северного ветра. Во-вторых, очень важно не прививать детям наших стереотипов мышления. Если подросший ребенок не будет так впадать в спячку, слыша стук капель, как мы, можно уже будет считать, что воспитатели мы неплохие. В Африке, например, даже в сезон дождей! никто не скажет: Опять дождь, какой кошмар! А у нас?.. Гораздо продуктивнее научить человека с детства наслаждаться тем, что не можешь изменить.
Посему выбирайте плащ подлиннее, желательно такой, чтоб его было нежалко испортить. Обязательно резиновые сапоги себе и ребенку. Найдите каждому по длинной палке, чтобы помогать кораблю, застрявшему на мели. И учитесь строить бумажную флотилию.
ВРЕЗКА СО СХЕМАМИ СБОРКИ.
НАУЧНЫЙ ПОДХОД.
Поставьте перед ребенком задачу – подобрать для изготовления кораблика бумагу, которая должна обладать следующими признаками: хорошо окрашиваться, быть плотной, прочной, толстой. В распоряжение предоставьте образцы писчей, газетной, рисовальной, бытовой (потребительской) бумаги и кальки, кисти, баночки с водой. В процессе несложных исследований из имеющихся видов бумаги ребенок выбирает для изготовления корпуса модели кораблика такую бумагу, которая обладает всеми перечисленными признаками. Допустим, что сперва он начинает проверять признак окрашиваемости. Проводя кистью с краской по образцам писчей, газетной, рисовальной, потребительской бумаги и кальки, ученик устанавливает, что писчая, рисовальная, потребительская бумага и калька являются плотными бумагами, газетная – неплотной. «Ученый» делает вывод, что газетная бумага не годится для корпуса кораблика. Разрывая имеющиеся образцы бумаги, ребенок устанавливает, что писчая и потребительская бумага непрочная. Значит, эти виды не подходят для изготовления корпуса кораблика. Далее внимательно рассматриваются оставшиеся виды бумаги – рисовальную и кальку – и устанавливается, что рисовальная бумага более толстая, чем калька. Следовательно, для изготовления корпуса кораблика необходимо использовать рисовальную бумагу. Эта бумага обладает всеми необходимыми признаками: хорошо окрашивается, плотная, прочная, толстая. Проверку видов бумаги следовало бы начинать с признака прочности. После этой проверки в распоряжении осталось бы только два вида бумаги: калька и рисовальная. Проверка признака толщины дала возможность из оставшихся двух видов сразу выбрать необходимую для кораблика рисовальную бумагу. При использовании исследовательского метода ребенку не дается готовое решение задачи. В процессе наблюдений, проб, опытов, несложных исследований он самостоятельно приходит к обобщениям и выводам. Исследовательский метод активно развивает творческие способности, знакомит с элементами научного поиска.
КУДА ДЕЛАСЬ ВОДА ПОСЛЕ ДОЖДИКА?
И, конечно, когда дождь закончится, у всех детей возникает вопрос: Куда ж уходит вода из луж? Пусть ребенок сам подумает, попробует предположить. В зависимости от возраста, расскажите ему о круговороте воды в природе. Малышу лет двух с половиной-трех достаточно сказать, что вода испаряется с поверхности луж. Как это происходит? Наливаем воду в кастрюльку- это лужа. Накрываем крышкой (лучше всего прозрачной)- это небо. Ставим на плиту или примус- они будут согревать нашу кастрюльку, как солнышко-лужу. Включаем плиту на небольшой огонь, отмечаем уровень воды фломастером. И через часок можем видеть, что воды стало гораздо меньше. Она испарилась! Но куда же она делась? Покажите ребенку крышку с конденсированными на ней капельками. Объясните, что так водичка уходит в небеса, так появляются облака. Если соединить много таких капелек в одну-получится тучка и прольется дождик- тряхните крышкой и капли упадут обратно в кастрюльку. Расскажите, что это называется круговорот воды в природе. Если ребенка очень заинтересовал этот процесс, можно даже трехлетке показать учебник для начальной школы по Окружающему миру или Природоведению. Там все кратко и доступно изложено и представлено в схемах.
Расскажите, что растения корешками пьют водичку. Хорошо, если у вас дома есть комнатные цветы. Можно одно неприхотливое растеньице пересадить в пластиковое прозрачное ведерко и наблюдать за жизнью «изнутри». Вы сможете отлично увидеть, как вода впитывается и как почва сохнет, если цветок долго не поливать. Обратите внимание также и на то, что вы добавляете воду в вазу срезанным цветам, значит они ее выпили. И еще расскажите, что часть впитанной в землю воды уносится реками в море. И покажите на карте, что реки впадают в моря и океаны. Вот так при желании можно к простому вопросу подойти сразных точек зрения. Просто совсем малышу достаточно сказать пару предложений об устройстве вещей, а более старшему интересующемуся стоит и опыт предложить организовать и книжки подходящие дать почитать.

  В общем, если подойти к вопросу во всеоружии, оказывается, дождь- прекрасный повод узнать что-то новое и интересное. Дерзайте!

0
2
Подпишись на канал baby.ru вЯндекс.Дзен
Комментарии

Мама не пропустит