Первоклашка: готовность номер один

Последнее лето вольной детской жизни. Дальше – школа. Как настроить малыша на учебу, чтобы первый класс не обернулся для всей семьи сплошным стрессом?
Первоклашка: готовность номер один
Признаки, по которым можно судить, готов ли ребенок к школе

  • мотивация (желание учиться) и умение соблюдать правила.
Большинство шестилеток хотят в школу, но если спросить, почему, ответы будут зачастую смешными и наивными. Дети говорят, что они устали быть маленькими, им надоело в детском саду. Кто-то хочет узнать, «куда пятерки ставят», кто-то мечтает о красивом ранце… Нужно, чтобы среди всех этих причин был и познавательный мотив. Ребенок должен понимать, что в школе узнает много нового и интересного, многому научится.
  • Умение выполнять правила. 
Это поможет включиться в условно-ролевые отношения «учитель – ученик». Первоклассники, бывает, не понимают, зачем на уроке поднимать руку или вставать, когда в класс входит учитель. Они могут выйти из класса посреди урока, громко заговорить с соседом по парте… Вот про таких можно сказать, что психологически они к школе не готовы.
Можно что-то сделать за последний месяц, чтобы облегчить ребенку вхождение в новую жизнь?
• Главное – случайно не привить страх перед школой. А то бывает, что родители учат ребенка читать и грозят: не ленись, а то в школе тебе будут двойки ставить! Не пугайте ребенка, чтобы не убить мотивацию на корню.
• Больше разговаривайте обо всем, отвечайте на вопросы, расскажите что-нибудь интересное или смешное про свою школу.
• Играйте с ним в школу. Такие игры помогут ребенку понять, что там есть свои правила, которые надо выполнять. Тогда 1 сентября для него это не станет неожиданностью, он будет гордиться, что уже знает, как надо себя вести.
Все дети хотят быть хорошими и успешными, и надо им в этом помочь.
• К игре хорошо привлечь несколько детей. Соберите друзей и постарайтесь, чтобы ваш ребенок выступал в роли не только ученика, но и учителя. Тогда он на себе почувствует, как неприятно, когда тебя не слушают или перебивают. И не будет удивляться, почему к нему предъявляют такие требования.
• Вообще сейчас полезны любые игры по правилам. Например, в «съедобное – несъедобное» или в «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Если ребенок успешно справляется с ними, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.
«Домашние» дети нередко оказываются лучше подготовленными к школе, чем «детсадовские». Но значит ли это, что им будет проще?
Сложно сравнивать детсадовскую подготовку и домашнюю. Все зависит от того, какой детский сад, какая семья, как занимались дома родители…
Но школа – это не только новые знания, но и огромное количество детей, шум, напряженность. Для «домашних» все это, конечно, стресс. Кроме того, меняется положение ребенка. В семье он если и не центр, то значимая фигура. Любимый, часто единственный среди взрослых. А в школе таких, как он, много, и оказывается, что надо выстраивать отношения с одноклассниками и учителем. Здесь умеющие играть по правилам тоже получают преимущества: и дети, и учителя таких ценят.
По каким признакам можно понять, что первокласснику приходится трудно?
Стал много плакать, плохо спит, чувствует себя утомленным. Только пошел в школу, как тут же заболел. Появилась раздражительность. Жалуется на головные боли. Иногда ребенок не может объяснить, почему не хочет идти в школу… Будьте внимательны к таким симптомам.
В первые месяцы почаще расспрашивайте первоклашку, как он себя чувствовал в школе, что ему там понравилось. Фиксируйте его внимание на позитивных моментах, учите во всем видеть плюсы.
Больше говорите обо всем хорошем, что дает школа: о новых друзьях, новых впечатлениях… Умение обращать внимание на такие вещи пригодится не только в школе.
Люди, умеющие смотреть на мир позитивно, меньше болеют и дольше живут.
Многие первоклассники начинают спать днем, хотя до школы уже много месяцев днем не спали. Это нормально. Но если при большей потребности во сне у ребенка еще и плохое настроение, тогда это тревожный симптом. Посоветуйтесь с детским психологом и педиатром.
Как выстроить отношения с учителем?
Учитель для первоклассников – всегда большой авторитет. Нельзя, чтобы он требовал одно, а родители другое. Нужно постараться, чтобы требования семьи и школы совпадали, пусть не на 100%, но насколько возможно. Старайтесь не критиковать учителя в присутствии ребенка (если, конечно, случай не экстраординарный). Наоборот, подмечайте все хорошее, что в нем есть, и говорите с ребенком об этом хорошем.
Чем помочь первокласснику?
Для восстановления после умственной работы нужно в 2 раза больше времени, чем продолжалась сама работа. Поэтому постарайтесь, чтобы ребенок вторую половину дня проводил дома, а не на продленке. Ночью ему надо спать не меньше 11 часов. Желательно и днем поспать немножко.
Не нагружайте сразу ребенка дополнительными кружками и внешкольными занятиями. А вот физкультура и подвижные игры сейчас нужны обязательно.
И конечно, нужна психологическая поддержка. Ребенок должен быть уверен, что его очень любят, несмотря на все школьные трудности и возможные неудачи.

23 апреля 2010, 14:33
1
1
Комментарии
Лариса
Лариса Мама
АГА! ЧИТАТЬ ВСЕМ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАШЕК!!!
23 апр 2010, 14:35
Ответить 

Мама не пропустит