Дети от 3 лет и старше
Лариса
Лариса
Сочи
ИванАлёшка

Скоро в школу! Обучение чтению: маленькие секреты для родителей.

7 апреля 2010, 17:12

Скажу сразу, как учитель, я против того, чтобы читать детей учили родители. Подавляющее большинство родителей не специалисты в этой области и не знают тонкостей правильного обучения чтению. И это счастье, если интуиция правильно подскажет маме, что и как надо делать. Нет, конечно, если ребенок сам заинтересовался, отказываться отвечать на его вопросы нельзя, а тем более, если ребенок читать научился сам. Я против того, когдаза пару-тройку месяцев до школы родители насильно усаживают ребенка за книжку, потому что в школы теперь принимают«подготовленных» детей.Против я потому, что таким серьезным делом должен заниматься профессионал. И со стороны учителя просто непрофессионально требовать от родителей обучения ребенка чтению, хотя, признаю, очень удобно: всегда можно свалить свою вину на родителей – все проблемы вашего ребенка от того, что он к школе не подготовлен. А если ребенок успешен, собрать все лавры – ах, какая я молодец, какие у меня ученики способные, как мы программу обгоняем. Работа настоящегоучителя-профессионала в том и состоит, чтобы сделать урок в 1 классе интересным и полезным и подготовленным детям, и детям, которые знают всего пару букв. Могу сказать, что еще ни один ребенок не уходил в 5 класс нечитающим, более того, дети, знающие до школы только несколько букв, зачастую становятся более успешными, чем их «подготовленные» одноклассники.

Дело здесь совсем не в том, умеет ли читать дошкольник или нет. Для успешного обучения в школе гораздо важнее общеучебные умения и навыки: багаж знаний об окружающем мире, культура речи и словарный запас, фонематический слух (умение различать и выделять звуки в речи), мелкая моторика (твердость руки и уверенная работа пальчиков), логика, память, внимание, усидчивость, воспитанность – это то, с чем вполне могут и должны справляться любые внимательные к своим детям родители. Но реалии наши таковы, что учить читать ребенка надо еще до школы. Хорошо, если есть возможность отдать ребенка в руки профессионалов – в подготовительные классы, «Малышкины школы» или развивающие студии. А если нет?

Как часто можно услышать от родителей: «Что же нам делать? Буквы знает, а читать не может (не хочет)!» С «не хочет» справиться сложнее – возможно ребенок просто еще не созрел психологически для освоения нового навыка или его уже напугали, отбили интерес. С «не может» – справиться можно, если знать секреты методики обучения чтению.

1. Всему свое время. Сейчас в моду вошли методики раннего обучения чтению. Но надо сказать, что действуют они только при сочетании многих факторов. Согласитесь, ребенок в 9 месяцев вряд ли «читает», скорее он просто узнает слова или буквы на карточках, которые упорно показывает ему мама  – для него это пока только образы, не знаки. Мозг человека постепенно готовится к усвоению нового навыка, хотя развитие идет у всех индивидуально. Кто-то в 3 года готов читать книги, а кто-то и в 8 лет с трудом усваивает знаковое чтение. Родители могут простимулировать раннее чтение, но не научить читать. Научится ребенок тогда, когда будет готов к этому. Поэтому никакого насилия! Развивайте внимание, читайте ребенку книги сами, отвечайте на вопросы, стимулируйте работу пальчиками – лепку, рисование, пальчиковые игры – это способствует развитию нужных зон мозга.

2. Личный пример – лучший метод обучения и воспитания! Гораздо быстрее учатся читать дети, которые видят перед собой пример родителей. Если в доме читают книги, если книг в доме много, то рано или поздно ребенок ими заинтересуется, дети в определенный период развития очень любят делать «как мама», они копируют поведение родителей. Читайте много сами – будут читать и ваши дети! Ребенок совершенно серьезно недоумевает, зачем это мама заставляет его читать книгу, если сама так не делает, а только телевизор смотрит…

 

3. Главное для дошкольника – игра! К сожалению, многие родители считают, что заниматься с ребенком –это значит усаживать его в определенное время за стол и усиленно заставлять читать или писать. Психологи утверждают, что ребенок готов к целенаправленной учебной деятельности и классно-урочной системе только к 7 годам, до этого он находится еще в том возрасте, когда ведущей деятельностью является игра. Раннее усаживание за парту, ограничение времени может привести к неврозам, страхам, быстрой утомляемости, в общем, нанести серьезный вред здоровью ребенка. Спросите себя, что для вас важнее – любой ценой научить читать или здоровье вашего малыша?Думаю, что адекватные родители выберут второе. Поэтому, играем!

Играйте с ребенком в школу, посадите его кукол и вместе «учите» их читать. Играйте в кубики с буквами. Рассматривайте картинки с подписями. «Читайте» надписи и вывески на улице. Покупайте ребенку красивые книжки с крупным шрифтом и большими, но четкими, понятными картинками. Вместе рассматривайте их и читайте. Учите с детьми простые двустишья и четверостишья из книжек. Играйте в «чтение» – водите с малышом пальчиком по строчкам, а он пусть читает наизусть стихи или простую сказку – так ребенок начнет соотносить звучание со знаками-буквами. Именно таким способом я сама научилась читать в 4 года по книжке со стихами А.Барто.

Никакого насильного усаживания за парту до школы! Только стимулируем и поддерживаем интерес, играем,. Главное не пропустить момент, когда этот интерес возник, а он возникнет обязательно, ваша задача – не погасить его неосторожным поведением или невнимательностью. Насилием вы добьетесь противоположного результата – ребенок возненавидит школу, учителя и уроки еще задолго до 1 сентября. А негативное отношение не способствует повышению интереса и успешному обучению в школе.

 

4. Учим слушать и слышать. Развивать фонематический слух ребенка намного важнее для успешной учебы, чем научить читать. Если фонематический слух не развит – будут проблемы с обучением грамотному письму. Играйте с ребенком в игру «Поймай звук!» – просите хлопать в ладоши (приседать, подпрыгивать, вскрикивать и т.п.), если ребенок услышал в слове заданный звук. «Прохлопывайте» в ладоши слова по слогам. Спрашивайте, с какого звука начинается какое-то слово, на какой звук заканчивается. Играйте в «Города» или по аналогии в любые другие слова, например, «Фрукты», «Имена» и т.п. Убьете, что называется, сразу двух зайцев – пополните словарный запас и научите выделять звук в слове.

 

5. Звуки, а не буквы! Очень часто родители говорят «Мы научились говоритьбукву Р». Запомните, уважаемые родители, и не вводите детей в заблуждение – говорим и слышим мы звуки, а не буквы! Буквы пишем и читаем. Но при обучению чтению вне школы надо забыть правильные названия букв. Никаких «Эм», «Эн» и тем более «Нэ», «Мэ»! «Эн» или «Нэ» – это два звука! Это путает ребенка. Для ребенка буквы называем как звуки: [н], [м]. Конечно, многие буквы могут обозначать разные звуки – твердые, мягкие, гласные меняют свое звучание под ударением и без, но эти тонкости пусть ребенок узнает в школе. Ваша задача хотя бы не запутать малыша. Если ребенка сразу научили называть буквы их правильными алфавитными именами (а то и неправильными!), то это очень затрудняет для него переход к плавному послоговому чтению, а впоследствии учителю очень трудно переучить ребенка на правильное быстрое чтение. Дело в том, что ребенок, помня название буквы, в голове складывает буквы, а не звуки: «нэ» + «а» = «на», а представьте, если читать надо много! Откуда тут будет интерес к чтению, если ребенок вместо понимания смысла занят складыванием «букв»? Поэтому учим не буквам, а звукам. Учим смотреть на следующую букву в паре, а первая как бы бежит ко второй – тянем «нннннна» – прибежали! Или наоборот – «ааааан». Очень хорошо эту методику преподносит «Букварь» О. Жуковой для дошкольного обучения чтению.

 

 6. Читаем по складам. Буквы складываются в слоги, но проще всего учить ребенка читать не по слогам, а по складам. Дело в том, что слоги могут быть довольно большими, например, слово «стол» – это один слог, бывают слоги и побольше! Конечно, ребенку сразу охватить взглядом весь слог будет сложно, поэтому для малыша делим слова на фонематические (звуковые) единицы – склады: «с-то-л». Вот здесь хороши кубики с отдельными складами на гранях, из которых можно собирать разные слова, или карточки с подписями, когда слова цветом разделены на склады – каждый склад имеет свой цвет. Это один из элементов методики раннего обучения чтению Зайцева. Можно использовать презентации, в которых на слайде картинка и подпись к ней, разделенная на склады– поработать с компьютером современным детям часто интереснее, чем играть в кубики.

 

Конечно, правильно организованный урок обучения чтению включает в себя еще много других тонкостей. Их знает педагог, который минимум пять лет в институте посвятил изучению методик обучения детей, да и накопил большой опыт за время работы с детьми. Вам родителям их знать, конечно, желательно, но не обязательно – все равно вы физически не сможете, да и не станете проводить «урок» чтения с соблюдением всех этапов. Вам важно запомнить: переучить всегда сложнее для учителя и болезненнее для ребенка, чем сразу правильно научить! Главная заповедь для вас «Не навреди!» – игра, доброе отношение, никакого насилия, не обгоняйте естественное развитие малыша и прежде чем учить его чему-то, поинтересуйтесь, как это сделать правильно. Тогда может так случиться, что ваш развитый дошколенок однажды удивит вас тем, что прочитает какую-нибудь толстенькую книжку сам без ваших напоминаний и помощи!

23
3
Подпишись на канал baby.ru вЯндекс.Дзен
Комментарии
Маргарита ♥мама-Кошка♥
Хорошо написала!!!
7 апр 2010, 17:40
Ответить 
Анастасия

Но все же как нужно обучать детей? Сейчас многие предпочитают обучению пр слогам.

 

7 апр 2010, 17:41
Ответить 
Маргарита ♥мама-Кошка♥
А моя Юляшка давно уже просит научить её читать. Не хотела рано, но раз просит, потихоньку учу. Ребенку нравится.
7 апр 2010, 17:52
Ответить 
Надежда
Абсолютно согласна со статьей! Читали по Кубикам Зайцева, и букварь Жуковой был на подхвате, и пример всех родственников :) стимуляция чтения у младшей прошла на все 100%- старшего читать учили, как итог: она читает с трех и все подряд, сейчас учитс читать по-английски и нечитающей себя не представляет :)
7 апр 2010, 19:41
Ответить 
Василенко-Сторчак Оксана

Лариса, замечательная статья. Если можно, у меня профессиональный вопрос. Дочка знает частично буквы и пытается делить слова на слоги или склады уж не знаю. Просто разбивает слова на части. Она в каждом слове вставляет букву «Ы». Ну, например, слово «МАРТА» разбивает так «МА-Ы-РТА». На все уговоры и объяснения, что там нет буквы«Ы», что мы не произносим «МаЫрта» не помогают. Она упорно продолжает это делать.Я не понимаю причин этого и что с этим делать.

 И еще она не понимает смысла прочитаного. Может я и рано бью панику. Но ведь задания дают в садике по программе. Садик обычный. Разговаривала с дефектологом, она сказала, что нам читать рано по возрасту, но программа требует и она обязана задавать.

 Хотелось бы узнать ваше мнение. Буду очень благодарна

7 апр 2010, 21:51
Ответить 
Василенко-Сторчак Оксана

Большое спасибо за такой обстоятельный ответ. Марте действительно стали интересны энциклопедии. Началось с Большой советской  у дедушки. А теперь все время тянет те что есть дома и выбирает о чем ей читать. Я думала, что это просто познание мира, а оказывается что связано с маленьким словарным запасом. Вот уж действительно не имея спецзнаний и не разберешься.

 А на счет придыхания -то нет, говорит она нормально, видимо что-то другое. Это не во время чтения, но и просто так когда сама пытается играя делить на части. Ну да ладно, будем беседовать с дефектологом.

 Еще раз спасибо.

8 апр 2010, 10:40
Ответить 
Лебедева Ольга
Когда моему сыну был годик, у нас все предметы в квартире были подписаны и шкафы, и ящики, и двери, и кровати и т.д. Буквы в словах были большие и яркие. А красочный плакат с алфавитом висел на холодильнике. Сын подходил к написаным словам или к алфавиту, тыкал пальчиком и спрашивал: «Этя?». Я не уставала отвечать как называются быквы или что написано. Читать он начал как-то незаметно и сам когда ему только исполнилось 4 годика. Книги мы выбираем вместе. Читаем каждый день, сначала он мне, потом я ему. А заставлять его читать не приходится, он сам напоминает мне, что пришло время чтения.
Я считаю, что родители не должны насильно учить ребенка чтению, если он этого не хочет. Так у ребенка любовь к книгам никогда не появится.
14 апр 2010, 10:38
Ответить 
Наталья
Наталья Планирует
дочка с 2х лет знала все буквы, с 5 сама научилась читать и теперь свободно и достаточно много читает и ей это нравиться. А на счет личного примера вы правы – у меня в семье все книгочеи, огромная библиотека дома, я очень люблю читать. А в семье мужа наоборот. Но ребенок видимо на меня больше внимания обращает в этом вопросе.
20 апр 2010, 10:10
Ответить 
Кристина

А нам в этом году в школу, а особого желания читать у дочки не вижу. Хотя сама каждый вечер читаю, дочь видит книгу у меня в руках, а не планшет. Читаем с ней книжки, но когда говорю, давай букварик посмотрим, почитаем, как-то настороженно смотрит. И буквы неправильно говорит, особенно «М» у нас это «МЫ». Не все буквы, а вот в основном неправильно говорит только «М». Заставлять насильно не хочу, боюсь интерес вообще пропадет. Вот и теперь думаю, с чего с ней начинать…

19 апр 2016, 12:48
Ответить 
Елена
Елена Планирует

Мне статья показалась немного бредовой.Я сама учила читать свою дочь, писать, вычитать, решать примеры, английскому, рисовать да и вообще всему учила еще с малых лет.Именно учила а не играла.Позже стали посещать подготовку к школе.Приходит время и ребенок должен понимать что нужно делать уроки а не играть, потому что с малых лет мама приучила учить в игровой форме.Нам сейчас 5.5 лет и моя дочь понимает разницу между играми, и если я говорю надо делать уроки -мы садимся и все делаем, учим, читаем.И нет у нас вообще с этим проблем.Мы с 4.11 лет ходим на подготовку к школе, с нами в классе дети старше на 1 год на 1.5 года.Так вот моя дочь читает, решает примеры намного лучше большей половины класса.При том что в школу мы пойдем только в 6 лет 10 мес.

19 апр 2016, 17:01
Ответить 
Галя

Какой классный пост!
Про дошкольное образование вообще супер! :) Конечно, проще отдать ребенка в школу и забыть о «проблеме» на какое-то время… Но потом все выйдет боком… Мне было так сложно организовать свою жизнь и себя, чтобы заниматься с ребенком дома и я решил обратится в центр дополнительного развития Eventus http://eventus-deti.ru. И в итоги результатом я был очень доволен.

1 окт 2016, 22:20
Ответить 

Мама не пропустит