Дети от 3 лет и старше
Юлька
Юлька
Новосибирск
ЕвгенийДмитрийРоман

Юные «садоводы»

6 апреля 2010, 23:18
Настала весна… материалы и пособия для новых игр с детьми можно найти буквально у себя под ногами.
Попробуйте вместе с малышом посадить маленький садик. Игры с растениями многофункциональны, они учат кроху заботиться о тех, кто не может сделать этого сам, дают ему представление о ходе времени, развивают координацию движений и мелкую моторику, помогают научиться сравнивать цвет, форму, объем.  Но учтите: чем меньше «садовод», тем больше заботы о его садике ляжет на ваши плечи, а кроха на первых порах будет просто заинтересованным наблюдателем и лишь со временем начнет активно участвовать уходе за растениями.

Где посеем?
Если у вас есть дача, выделить малышу грядку совсем не сложно. Если нет – обустройте цветник у себя на балконе или просто на подоконнике. Можно попытаться найти подходящее место во дворе или в парке и устроить садик там. Правда, в этом случае вы не застрахованы от хулиганов, которые могут разорить вашу клумбу, и тогда не избежать горьких слез.
Идем за покупками
Заранее запаситесь всем необходимым. Ведь уход за растениями – дело серьезное и трудоемкое. Вместе с малышом сходите в цветочный магазин и выберите семена растений, которые быстро растут и не требуют особого ухода: подсолнух, фасоль, пряные травы; головки лука и чеснока для посадки. Можно купить несколько пучков готовой рассады: маргаритки, анютины глазки, ноготки. Выберите подходящий по размеру инвентарь: небольшой садовый совочек, грабли, маленькую лейку, лупу. Если детей несколько, постарайтесь купить каждому полный комплект инструментов.
Кто в семечке живет?
Рассмотрите семена. Расскажите ребенку, что это крошечные домики, в которых живут растения. Спросите, одинаковы ли все семена. Пусть малыш покажет большое семечко (например, фасоль) и маленькое (подсолнечник), круглое (горох) и продолговатое (овес). Покажите малышу луковицу и головку чеснока и скажите, что, хотя это и не семена, внутри тоже прячется росток. Замочите зернышко фасоли или подсолнуха в воде, когда оно набухнет, аккуратно разрежьте его пополам и с помощью лупы рассмотрите крошечный росточек. Скажите ребенку, что росточек спит, и вам надо его разбудить.
Сажаем огород
Вскопайте землю при помощи садовых инструментов и полейте из леечки. Покажите малышу, что земля была твердая, а стала мягкая. была сухая, а стала мокрая.
Пока копаете, прочтите стишок:
Не ленись моя лопатка
Будет вскопанная грядка,

А поливая клумбу, повторяйте:
Лейка, лей, лей, лей!
Грядка, пей, пей, пей!

Предложите ребенку аккуратно брать по одному семечку пальчиками и опускать в землю на определенном расстоянии друг от друга. Пусть в качестве мерки малыш использует свой пальчик или ладошку, это поможет ему получить самое первое представление о величинах и их измерении. Можно прочитать стишок:
Выйди, выйди, солнышко
Мы посеем зернышко
Скоро вырастет росток.
Потянется на восток.
Перекинется мосток.
По мосточку пойдем,
В гости к солнышку придем.
Поскорее вырастай!
Объясните ребенку, что нужно время, чтобы появились ростки. Почаще приходите в садик и наблюдайте, что происходит. Когда проклюнутся первые ростки, обратите внимание малыша на их форму, расскажите, как при помощи своих остреньких «клювиков» растения смогли выбраться из земли. Запомните, какое растение появилось из земли раньше, а какое – позже. Понаблюдайте, что растет быстрее а что – медленнее, Маленькие дети могут пользоваться для измерения просто ручками (салат вырос высотой с мизинчик, а подсолнух – с ладошку...). Те, кто постарше, с удовольствием воспользуются рулеткой или складным метром. Если малыш умеет писать, пусть записывает свои наблюдения в особый дневничок. Совсем маленькие могут пользоваться для записи рисунками-символами.
Какого цвета листья?
Конечно, зеленого! А если точнее? Понаблюдайте, какой оттенок имеют листья подсолнуха, мяты, зеленого лука, салата. Пусть малыш определит, какое растение темнее, а какое светлее. Научите кроху находить изумрудный, салатный, болотный, травянистый оттенок зеленого. Аккуратно сорвите листик и рассмотрите его в лупу или в детский микроскоп, поглядите на его прожилки, обратите внимание малыша, как различается форма листьев.
Удивительный цветок
Когда появятся бутоны, внимательно наблюдайте, как они растут, раскрываются, как из зеленого домика вдруг вылезают разноцветные лепестки. Если у вас видеокамера, можно попробовать заснять, как раскрывается бутон, а потом посмотреть запись в ускоренном режиме. Прокрутив пленку назад, можно понаблюдать, как цветок закрывается. Понаблюдайте, как цветок подсолнуха поворачивает свою головку в течение дня. Это поможет малышу осознать, как изменяется положение солнца на небе. Сравните цветы между собой: огромный подсолнечник и крохотные незабудки. Ребенку старше четырех лет можно попробовать объяснить, чем одиночный цветок отличается от соцветия. Когда растения отцветут, соберите семена в коробочки и спрячьте их до следующего лета.
Волшебный колосок
Попробуйте посадить в своем садике несколько семян злаковых. Обратите внимание малыша, что из одного семечка получился целый колос. Когда колосья созреют, соберите урожай, обмолотите и смелите злаки. Можно даже попытаться спечь лепешку из муки собственного урожая.
Что как называется? Рассмотрите, как устроены растения в вашем саду. Расскажите малышу, как называются их части (корни, листья, цветы, плоды, семена), объясните, зачем они нужны. Обратите внимание на особенные названия: у лука не листья, а стрелы; у злаков семена находятся в колосьях, лук и чеснок растут из луковиц, картофель – из клубней.
Кто живет в саду?
Обратите внимание крохи на маленьких «посетителей» вашего садика: пчел и бабочек. Расскажите ему, как пчелы собирают мед, а бабочки опыляют растения. Под крупное растение положите лист бумаги и встряхните куст. Но белом листе вы обнаружите довольно много всякой живности: божьих коровок, муравьев, всевозможных жучков. С помощью лупы попытайтесь их рассмотреть. Очень интересно наблюдать за улитками. Положите на две опоры (например, на табуретки) полоску оргстекла и рассмотрите улитку снизу, лежа на земле. В таком ракурсе будет хорошо видно, как она передвигается. Земляного червяка поместите в стеклянную банку, в которую слоями насыпьте землю, торф и песок. Через пару дней загляните к вашему постояльцу: вы увидите, что все слои перемешаны. Объясните крохе, что так же червяк перемешивает и рыхлит землю в саду, помогая цветам расти.


Из растений, выращенных в вашем садике, можно смастерить великолепные учебные пособия. Для этого соберите и высушите цветы и листья, аккуратно разложив их под прессом между двумя слоями газет.
Ботаническое лото
Возьмите четное количество листов плотного картона,. разграфите каждый на 6-8 частей в зависимости от размера и количества выбранных вами растений. Половину листов разрежьте на карточки. На каждую карточку положите листик, а в каждую клетку большого листа – по соответствующему цветку. Заламинируйте большие и маленькие карты при помощи пленки для школьных учебников. Раздайте детям большие карты. Поочередно вынимайте из стопки маленькие карточки с листьями, а дети пусть определяют, к какиму цветам надо их положить.

Ботанический паззл
Выберите красивые, крупные листья и цветы засушите их под прессом. Положите лист или цветок на кусок плотного картона и заламинируйте. При помощи острого картонажного ножа разрежьте на асимметричные части. Края каждого кусочка заклейте скотчем. У вас получится замечательная игра-головоломка. Для совсем маленьких детей берите крупные растения и режьте их всего на две-три части. Со временем игру можно будет усложнить.




1
0
Подпишись на канал baby.ru вЯндекс.Дзен
Комментарии
Надежда
такое надо распечатывать и в саду на стендик вывешивать :)
7 апр 2010, 19:49
Ответить 

Мама не пропустит