Мы все такие разные… Как научить ребенка терпимости

Как не бывает двух одинаковых отпечатков пальцев, так не бывает двух одинаковых людей. Мы все очень разные: и внешне, и внутренне. И дети, взрослея, начинают замечать эти различия, нередко награждают друг друга неприятными кличками, что становится причиной для слез и обиды. А иногда – и для стойкого ухудшения отношений между ними. Как научить ребенка быть терпимым к тому, что другие от него отличаются? Как помочь ребенку, если нетерпимость проявляется по отношению к нему?

 

Дети обзывают друг друга, искусно «давя» на самое больное место. Родители, впервые сталкиваясь с таким поведением, переживают крайне неприятные чувства: как это может быть, чтобы их ребенок, такой добрый, милый и совсем маленький, говорил такое, чтобы обидеть другого малыша? А если дразнилки касаются их ребенка, становится еще больнее.

 

Причина первая: я отличаюсь от других. Все начинается в возрасте около 3 лет. Пока ребенок не достиг этой возрастной границы, ему, в общем-то, все равно, как именно выглядит другой малыш, чем он отличается от него самого. Но вот ребенка 2,5–3 лет настигает кризис самостоятельности. В речи появляется и закрепляется местоимение «я». С этого момента начинается процесс самоидентификации, в ходе которого кроха начинает познавать себя как личность. Для него становится важным, какого он пола, как выглядит. Осознавая собственные особенности, малыш параллельно начинает понимать: другие дети отличаются от него. Это необходимый процесс осознания себя в этом мире. В речи ребенка начинают проскальзывать высказывания о других детях и их особенностях, но пока это делается не с целью обидеть, а просто для того, чтобы обозначить различие: «Оля в очках ходит, а я – нет. Я храбрый, на дерево могу залезть, а Миша – нет». Прерывать такие рассуждения и запрещать их не стоит. Не надо мешать ребенку определяться в этом мире, и способ сравнения себя с другими в этом случае один из основных.

Причина вторая: малыш учится неприязни у взрослых. Сам по себе процесс самоидентификации не вызывает неприязни и ее проявлений. К сожалению, такому поведению ребенок учится у нас. Мы, взрослые, не всегда можем проявить терпимость к особенностям других людей. Проявляя собственную нетерпимость, мы отделяем себя от «других» и повышаем свою самооценку. Если кто-то говорит плохо о толстых, богатых или тех, которые «понаехали», то он самому себе кажется и умнее, и лучше. Но рядом с нами находятся дети, они слышат наши слова и считывают негативное отношение к «другим». А если значимые люди позволяют себе это, значит и малыш считает, что будет правильным вести себя так же. И начинает «отрабатывать» такое поведение на сверстниках. Но если у взрослых нетерпимость часто бывает замаскированной, то дети гораздо более прямолинейны.

 

Зачем нужны дразнилки и прозвища?

Игра

Увеселение окружающих

Проба на «прочность»

Самоутверждение

Привлечение внимания взрослых

Выплеск агрессии

Зависть

Самозащита

 

Как видите здесь есть и положительные и отрицательные моменты. Поэтому нужно при воспитании терпимости тоже идти сразу двумя путями.

 

1.  Учить ребенка отвечать достойно, без ответного оскорбления, но это обычно получается только к концу подросткового возраста. Крайне трудно требовать такого уровня самосознания от дошкольника. Здоровая психика работает так, что должна дать «ответ», чтобы не пострадать самой. Это не значит, что обзывания в ответ надо поощрять. Но и строго пресекать стоит только очень обидные или грубые слова. Во многом такая самозащита необходима, чтобы ребенок чувствовал, что может сам себя постоять.

 

2. Увеличить уровень терпимости как у малыша, так и в коллективе где он находиться.Вы наверно замечали – если в группе принято обзываться – то скоро эта традиция затрагивает любого новичка. Поэтому нужно обратиться к воспитательнице, методисту, психологу.Есть специальные игровые методики, которые снижают внутреннюю агрессию коллектива и учат взаимопониманию.

 

Ну и небольшой чисто практический совет:))

 Есть у деток прекрасное средство – отговорки. Нужно выучить с ребенком «отговорки» – короткие стишки, позволяющие достойно ответить, при этом не проявляя обиды и не вовлекаясь в ответные оскорбления:
«Кто так обзывается, тот сам так называется»;
«Черная касса, ключ у меня, кто обзывается – сам на себя!»;
«Шел крокодил, твое слово проглотил».

 

А как вы боретесь с обзывалками? Ваш малыш дразниться или сам от этого страдает?

 

28 марта 2010, 20:48
0
1
Подпишись на канал baby.ru вЯндекс.Дзен
Комментарии

Мама не пропустит