Дети от 3 лет и старше

Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов

27 января 2010, 05:12

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

 

Ах, какое наслажденье

Есть вишневое варенье!

 

 

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.Выполнять упражнение 8—10 раз.

 

 

* * *

 

Вот грибок на тонкой ножке —

Ты клади его в лукошко!

 

 

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.

 

 

* * *

 

Ловко кисточкой забор

Красят Петя и Егор.

 

 

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.

 

 

 

* * *

 

У щенка – малютки

Уже большие зубки.

Как покажет их Трезорка,

Сразу в дом бежит Егорка.

 

 

Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук «и». Удерживать в таком положении губы на счет от 1 до 5.

 

 

* * *

 

Язычок наш молодец,

Достает он леденец!

 

 

1. Приклеить кусочек леденца к небу, достать его кончиком языка.

2. Предложить ребенку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются неподвижными.

 

 

 

* * *

 

Широко разинув рот,

Зевает толстый бегемот.

А веселая мартышка,

Губы сжав,

Читает книжку.

 

 

Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты.Затем плотно сжать губы.

Чередовать упражнения.

 

 

 

* * *

 

Смастерим мы дудочку,

Дудочку-погудочку.

 

 

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 7.

 

 

* * *

 

Собираем мы без спешки,

Словно белочка, орешки.

 

 

Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков. Упражнение выполнять медленно, четко 8—10 раз.

 

 

* * *

 

Наливаем воду в бочку —

Надуваем сильно щечки

 

 

Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. «Полоскать» рот воздухом.

Проделать упражнение 8—10 раз.

 

 

* * *

 

Не нужны сейчас улыбки -

Делай ротик, как у рыбки.

 

 

Губы сжаты, щеки втянуты.

Упражнение выполнять медленно, четко 8—10 раз.

 

 

* * *

 

Мы печем, печем блиночки

И для сына, и для дочки.

 

 

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звукосочетание: «пя-пя-пя».

Упражнение выполнять в течение 10– 15 сек.

 

 

 

* * *

 

Петя встал сегодня рано

И стучит по барабану.

 

 

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом четко произносить звук «д-д-д-д...» – сначала медленно, затем темп увеличить.

Упражнение выполнять в течение 10– 15 сек.

 

 

 

* * *

 

На лошадках по дорожке

Скачут Аня и Сережка.

 

 

 

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать. (Как лошадка цокает копытами.)

 

 

 

* * *

 

Тик-так, тик-так -

Ходят часики —

Вот так!

 

 

Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта.

Поочередно менять положение языка 4—6 раз.

 

 

 

На качелях мы качались

И друг другу улыбались!

 

 

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти, затем поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от одного до пяти.

Поочередно менять положение языка 4—6 раз.

 

 

 

* * *

 

Мы с моей подружкой Светкой

Жуем мятные конфетки.

 

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, «пожевать» передними зубами кончик языка.

Язык широкий.

Упражнение выполнять медленно, четко 8—10 раз.

 

 

 

* * *

 

Ходят по двору подружки —

Две болтливые индюшки.

 

 

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить голос, пока не послышиться «бл-бл-бл...».

 

 

 

* * *

 

Обезьянка, бегемотик -

Все водой полощут ротик.

 

 

Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой.

Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.

 

 

 

* * *

 

И-У, И-У, И-У

Взяли в садик мы дуду.

 

 

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть вперед («трубочка»). Чередовать движения 6—7 раз.

 

 

 

* * *

 

На нижней губке язычок

Расстелим, как половичок.

 

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 5 до 10.

 

 

 

* * *
 
 

 

Эй, дружок, Антошка!

Сыграй нам на гармошке!

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

 

 

 

* * *

 

Как волшебник, наш Николка -

Лопатку превратил в иголку.

 

 

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.

Чередовать движения 6—8 раз.

 

 

 

Лида, Оля и Наташка

Пили молоко из чашки.

 

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть вперед язык, кончик языка загибать вверх.

Выполнять упражнение в медленном темпе 6—8 раз.

 

 

* * *

 

Поиграть тебе охота?

Загоняем мяч в ворота.

 

 

Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробочка.

Выполнять упражнение 6—8 раз.

 

 

* * *

 

По утрам мы чистим зубки,

Любим песенки и шутки.

 

 

Водить кончиком языка по верхним и нижним зубам.

Совершать по 5 движений справа налево и слева направо.

 

 

 

* * *

 

Потолок покрасил гномик,

Приглашает нас в свой домик.

 

 

Улыбнуться, открыть рот, «погладить» кончиком языка твердое небо, совершая движения вперед и назад.

Проделать 10 раз, меняя направления.

 

 

 

* * *

 

Шарик лопнул у Танюшки -

Плачет бедная девчушка.

 

 

 

Предложить ребенку длительно произнести звук «ш». Передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.

 

 

 

* * *

 

Заводи мотор, пилот!

Пусть взлетает самолет

Дррррррррр ...

 

 

Предложить ребенку длительно произнести сочетание «дрррр...». Широкий кончик языка приподнят к нёбу и дрожит.

Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.

 

* * *

 

Стучат колеса: т-т-т-т

В вагоне едем я и ты.

 

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, стучать кончиком языка по нёбу за верхними зубами, произносить «ттттттт...».

Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.

 

 

* * *

 

Быстро по реке плывет

И гудит наш пароход – «ыыыы»!

 

 

Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ыыыыыы» – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребенка, что широкий кончик языка прижат к небу и не двигается.

 

 

 

* * *

 

Язычок играет в прятки -

Поиграйте с ним, ребятки!

 

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5—6 раз в медленном темпе.

 

 

 

* * *

 

Чистить зубки тщательно

Всем деткам обязательно.

 

 

Облизывать зубы снаружи и внутри по 3—5 движений в каждую сторону.

Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.

 

 

 

* * *

 

С братом мы возьмем насос -

Будет праздник для колес:

Подкачаем шины

Папиной машины.

 

 

Преложить ребенку длительно произнести звук «сссс...». Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.

 

 

 

* * *

 

Лопаткой ямку я копаю,

Цветы иголкой вышиваю.

 

 

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым. Чередовать движения 6—8 раз.

 

 

 

* * *

 

Кормит ласточка птенцов -

Голосистых молодцов.

 

 

Опускать и поднимать нижнюю челюсть. Выполнять упражнение 5—7 раз.

 

 

 

* * *

 

Ветер дул на одуванчик -

Разлетелся сарафанчик.

 

 

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

Выполнять упражнение 4—6 раз.

 

 

 

* * *

 

Юля бублик быстро съела,

Земляничку захотела.

 

 

Округлить губы как при произнесении звука «о».

Затем имитировать захват губами ягоды земляники.

Выполнять упражнение 4—6 раз.

 

 

 

* * *

 

Мурка спинку выгибает,

Глазки щурит и зевает.

 

 

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.

Выполнять упражнение 4—6 раз.

 

 

 

* * *

 

Киска сердится на Машу:

Хочет рыбку, а не кашу.

 

 

Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать.

Выполнять упражнение 3—5 раз.

 

 

 

* * *

 

Кашку манную мы ели

И добавки захотели.

Хобот вытянул слоненок,

Плачет великан – ребенок.

 

 

Растянуть губы в улыбке. Произносить: «ням-ням-ням...»

Затем вытянуть губы вперед, длительно произнести «ууууууу...».

Чередовать движения 4—6 раз.

 

 

 

* * *

 

Сосет апельсиновый сок

Из трубочки мамин сынок.

 

 

И митировать высасывание сока через тоненькую трубочку.

Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.

 

 

 

 

 

 

* * *

 

Тарелку вылизал

щеночек,

Колбаски просит он

кусочек.

 

Вылизывать широким языком блюдце, намазанное вареньем.

Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.

 

* * *

 

Бобик с мясом съел картошку,

Вылизал большую плошку.

 

 

Имитировать вылизывание плошки языком.

Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.

 

4
2
Подпишись на канал baby.ru вЯндекс.Дзен
Комментарии
Лариса
Лариса Мама
Спасибо, сделала закладочку, можно просто играть с ребенком, при этом развивая речь.
27 янв 2010, 10:13
Ответить 
Надежда
Нам как раз именно эти упражнения рекомендовала логопед. Только вот звук Р все никак нам не дается :( уже почти шесть, и дома занимаемся, и в саду, и в поликлинике- а воз и ныне там :(
1 фев 2010, 12:01
Ответить 
анастасия
это упражнения, которые можно делать дома, не платить за это мне в музыкальной школе на музыке))))))))
24 фев 2010, 11:53
Ответить 

Мама не пропустит