Дети от 3 лет и старше
Ольга Маркова
Ольга Маркова
Екатеринбург
Елизавета

Нужен ли детский сад?

26 января 2010, 23:00
Девочки, нашла эту статью на одном сайте. Может кому-интересно будет!

Кому нужет детский сад?

Есть такое понятие в психологии – imprinting – это происходящее в раннем возрасте (в период формирования мозговых структур) запечатление образцов для слепого подражания (происходит это в лимбической системе – так называемом «нижнем мозге», его еще называют «животный мозг») – именно эти впечатления, а также эмоции их сопровождающие, имеют огромное значение для запуска автоматических программ поведения во взрослой жизни. А теперь представьте, какие ситуации, какие эмоции запечатлеваются в мозге ребенка, посещающего детский сад?

Даже, если предположить, что там «приличные» воспитатели и вообще «чудесное окружение», человек НЕ ощущает себя индивидуальностью, он обязан чувствовать себя частью общего коллектива, он зависит от той психологической обстановки, которая царит в саду – а она в большинстве случаев складывается хаотично.

У ребенка нет личных вещей, своей комнаты, своих игрушек, он по свистку ест, спит, садится на горшок, он постоянно «обязан» и «должен» и на очень малое «имеет право». Постоянно испытывая давление извне, ребенок вынужден действовать, руководствуясь не внутренними побуждениями, а мотивами, которые навязывает ему ситуация. Чувство зависимости, страх, оборонительное поведение или наоборот агрессия – вот характерные отзвуки «садовского импринтинга». И самое главное – ни один даже самый «добрый» воспитатель не будет любить вашего ребенка так, как любите его вы. Ни один чужой человек не сможет лучше вас научить вашего ребенка любить – других людей, жизнь, себя. А без этого невозможно стать успешным человеком.

Любой – самый замечательный воспитатель – защищая интересы одного ребенка, будет вынужден при этом ущемлять интересы другого. Это неизбежно. В семье в подобных ситуациях залогом справедливости является безграничная и не вызывающая никаких сомнений ЛЮБОВЬ родителей.

Но даже, если допустить, что нам безмерно повезло и мы встретили-таки Того Самого, Идеального, по Призванию Воспитателя – даже тут неувязка получается. Ну самый замечательный воспитатель просто ФИЗИЧЕСКИ и ПСИХИЧЕСКИ не в состоянии обеспечить каждому ребенку индивидуальный подход. А это необходимо, если мы хотим вырастить индивидуальность.

Только по своей психологической безграмотности мы рассуждаем в подобных ситуациях «отдавать-не отдавать», «забирать-не забирать». Сегодня, зная результаты психологических исследований, родители имеют реальную возможность СОЗДАТЬ определенную обстановку, обеспечивающую оптимальный импринтинг – от этого зависит СЧАСТЬЕ человека. Человека, которого ТЫ создал.
Нет, я не говорю, что «все детские сады надо закрыть». (Мы ведь не отдаем детей в детские дома, но они – детские дома – безусловно, нужны… к сожалению). Детский сад (и еще ужаснее – лошадиное слово «ясли») – изобретение социалистического коллективизма – было придумано для более комфортного забивания детских мозгов идеологией, пока родители ребенка заняты строительством коммунизма.
Допускаю, что в послевоенное время сады были реальной необходимостью, поскольку матерям приходилось работать. Но в любом случае детский сад – при любом, самом замечательном воспитателе – это место, в котором убивается индивидуальность ребенка. Та самая, ради которой и живет человек, та самая, которую нужно холить и лелеять именно в этот самый ответственный период – период, когда закладывается СТРУКТУРА ВСЕЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Период формирования мозга, всех систем организма, период закладки характера, формирования мировоззрения, личных жизненных установок! И этот ответственный период мы – по своей психологической безграмотности – отдаем на откуп неизвестным чужим тетям, которые и высшего образования-то часто не имеют, и даже при наличии пресловутой «любви к детям» просто физически не в состоянии дать каждому ребенку все то, что ему так необходимо в столь важном возрасте.

По данным психологических исследований, именно этот самый детсадовский период является основным источником стрессов и большинства комплексов человека, которые испытываются им в течение всей последующей жизни, и борьба с которыми отнимает у человека так много эмоциональных усилий.

Так за что же некоторые мамы так любят сад? Ну, разумеется, за свое свободное время, возможность работать (сделать маникюр, посидеть с подружкой в кафе, позагорать в солярии….т.п.) – это раз. Во-вторых, «ребенок находится в руках профессионалов» – это два. Тут, по-видимому, имеются в виду различные учебно-профилактические мероприятия в форме садовских учебных занятий. Ну и любимый аргумент сторонников сада – это конечно, «коллехтиф».

Что касается первого момента – тут не поспоришь. Время действительно освобождается. Вопрос только в том, куда оно тратится – но это не наше дело. В любом случае, вынужденно или нет – мамы, отдающие своего ребенка в сад по этому пункту, действуют так, чтобы облегчить СЕБЕ жизнь или решить СВОИ проблемы.

Что касается «рук профессионалов». Я думаю, что это и так очевидно: профессионалов-педагогов достаточно и вне детских садов, точно также как и абсолютно профнепригодных «чуд-юд», которые встречаются как и в стенах детского сада, так и за его пределами.

Ну и самый главный момент – коллектив для ребенка, общение, навыки коммуникации. Да, безусловно, все это нужно. И об этом нужно позаботиться: гости дома, друзья на площадке, общение в развивающих студиях и кружках, причем общение нужно не только с ровесниками, но и детьми более старшего и младшего возраста, и со взрослыми.

На коммуникативные навыки сад не влияет никоим образом, если не сказать даже, что наоборот при наличии каких-то проблем в коммуникативной сфере, он только их усугубляет.

Иными словами, я вообще не знаю причин, по которой стОит отдать ребенка в сад, кроме одной: у мамы нет НИКАКОЙ возможности нанять няню, попросить бабушку, соседку… заниматься ребенком самой… т.е. ребенка действительно не с кем оставить, а надо. Сад – единственный выход. К сожалению, такое бывает. И тут ничего не поделаешь. И тогда можно утешать себя мыслью, что " с ними там занимаются", «они там гуляют», «он там кушает» и «детки там играют»… и закрыть глаза на засовывание борща в рот, на сажание на горшок по свистку, на общие спальни, унижения личного достоинства и полное отсутствие личного пространства...

Но, друзья мои, оглянитесь вокруг! Сколько сейчас неработающих мам или родителей, которые способны оплатить няню или бабушку)), которые ПРОСТО ТАК, по какому-то заложенному совковому стереотипу отдают ребенка в сад только потому что «вроде так положено», «и мы все ходили», и сами себя обманывают байками о «коллективе». И еще рассуждают – «когда лучше? в два года? или в полтора?»

Ну, ладно, допустим, В ПЯТЬ ЛЕТ – я еще могу понять, при условии, что в группе не более 10-12 человек, что множество качественных развивающих занятий и игр, бассейн, просторная зеленая площадка для гуляний… пр., а главное – профессиональные умные и внимательные воспитатели! Да – это может быть удобно: все в одном месте. И в пять лет все-таки у ребенка уже сформирована кое-какая система ценностей, кое-какие психические защитные механизмы. Но в два года??? Даже в три?

Предвижу: «А вот мой ребенок любит сад, ходит с удовольствием». Да это потому, что ему ничего другого не предлагают! Потому что выбора-то НЕТ. Да, ребенок адаптируется – он вообще на многое способен! Вот и получается: адаптировался (подмялся, подчинился, пристроился, потушил желания, загасил личное) – плохо, и не адаптировался – плохо. Только второе «плохо» более заметно. На слезы, истерики, рвоту… почему-то взрослые лучше реагируют.

Слава богу, что хотя бы тот очевидный факт, что в саду дети без конца болеют – не оспаривается даже самыми ярыми сторонниками сада. Тут уж возразить нечего – болеют. Правда, есть и такие, которых и это не пугает: «Ничего! Больше поболеет в саду, в школе меньше болеть будет!» Ну, просто «научная гипотеза» в традициях народной приметы.

Поверьте, друзья мои, «радость от общения с другими детками» можно получать в другом месте – уж точно не в саду и уж точно не в два года. Мне искренне жаль родителей, которые ВЫНУЖДЕНЫ отдавать своих детей в сад – ну, действительно бывают такие ситуации. И у меня вызывают, мягко говоря, недоумение те родители, которые сознательно отдают в сад своего ребенка, имея возможность этого не делать.

И последнее – миф о том, что якобы «ребенок, посещавший сад, легко адаптируется потом в школе». Нужно четко понимать, что это АБСОЛЮТНО разные заведения с разными законами и принципами:

В школе – дети вместе работают. В саду – дети вместе живут. Одинаковые требования к работе – это одно, одинаковые требования к жизни! – это другое!

Школьник – это человек с УЖЕ сформировавшимся мозгом (мозговые структуры формируются к 7 годам, т.е. в 7-9 лет мы имеем мозг взрослого человека), вся структура личности уже заложена, все внешние влияния осуществляются только через сознание и анализ САМОГО ЧЕЛОВЕКА.В 3-4 года, я уж не говорю про 2-летних, когда человек и говорить-то не умеет, – на сознание человека действует естественное окружение, та среда, которая его окружает. Уверена, что во многих случаях, детский сад – это НЕ самая прекрасная среда, которая может окружать вашего ребенка (бывают, конечно, случаи, когда все совсем наоборот, но, думаю, что здесь таких нет ).
В возрасте до 4-5 лет – происходит «зомбирование» отделов памяти, так называемый «импринтинг» – процесс создания идеального образа для моделей будущего поведения. Думаю, что если бы все родители знали об этом, многим бы «перехотелось бы», что бы на процессы импринтинга их ребенка влияла какая-нибудь Мариванна, которая засовывает в рот ненавистную кашу и какой-нибудь Петясидоров, который в тихий час на соседней кровати что-то делает руками под одеялом.

«Стресс первоклассника» в той или иной степени испытывает каждый ребенок, вне зависимости от того, посещал он детский сад или нет. И на процесс адаптации к школе садовский опыт также абсолютно не влияет. Скорее, мы имеем в виду, что для школы важно наличие у ребенка коммуникативных, социальных навыков, умение вливаться в коллектив и что-то подобное. Но эти навыки, как мы с вами уже поняли, формируются не только в детском саду, (а часто в детском саду они НЕ формируются вовсе).

По данным психологических исследований, 75% психических травм человек получает именно в раннем возрасте. Нетрудно догадаться, что до сих пор основная масса людей свой ранний возраст «провели» в местах общественного заключения – ой, извините воспитания, – и именно эти заведения зачастую «повинны» в этих 75%. Именно в этом возрасте в сознании ребенка наиболее остро отпечатываются сцены унижения и насилия, в детском саду нередко имеющие сексуальный оттенок (все мы знаем истории про всякие наказания со сниманием трусов перед всеми детьми и т.п.)
И иногда человеку даже всей жизни не хватает, чтобы преодолеть свои комплексы или чтобы перестать, наконец, «махать кулаками»...
Детский сад – и это надо понимать – это все от бедности, от неустроенности нашей, от некультурности… Во все времена истинным воспитанием считались гувернерская практика, домашние учителя, родительская опека, приличное общество. Детский сад – изобретение бедноты (одна мать сидит со всеми детьми. пока все остальные работают) – приобрело характер массового психоза во времена постройки коммунизма – когда ребенка нужно было как можно раньше выдернуть из семьи, чтобы влиять на его сознание, воспитывая истинно коммунистический «общественный винтик». Да и роль женщины тоже своеобразна – работа на благо общества должна быть важнее собственного ребенка…
Конечно, детские сады должны существовать. И, желательно, чтобы они были «хорошие» – т.е. воспитатели грамотные, еда свежая, игрушки «умные»...
Но существовать они должны не как образовательные учреждения, а либо как «служба помощи родителям», либо – в идеале – досуговый центр для детей от 4 лет (разумеется, ни о каком совместном «спанье» и речи нет)). Как воспитательная СИСТЕМА, детский сад, на наш взгляд, несостоятелен.

 Алиса Самбурская
Нужен ли детский сад?
22
6
Подпишись на канал baby.ru вЯндекс.Дзен
Комментарии
Ольга Маркова
Ольга Маркова Планирует
Сами понимаете, не поделиться не могла!!! Я прямо скажем, не со всем сказанным согласна. Иногда автор передергивает, но хочу поделиться впечатлениями от нашего «детсадовского детства»:
1) моя дочь в детский сад пошла в 3 года 10 месяцев, забрала я ее оттуда в 5 лет 6 месяцев – за это время дочка так и не адаптировалась :-( Временами казалось, что вот-вот все уже наладится, но… наступает очередной понедельник, опять слезы, опять «Не хочу в садик! Не пойду!» Вроде бы и воспитатели к детям со всей душой, и детский сад радует – никаких конкретных причин такого поведения как ни старались – не нашли!
2) одно время пытались ввести «систему звездочек»! Я долго не могла понять, из-за каких-таких звездочек мой ребенок рыдает каждый вечер «Звездочку не да-а-а-али!!!»  Выяснилось все на род. собрании. Оказалось: съел кашку быстрее всех – получил звездочку, убрал игрушки быстрее всех – вот тебе еще одна и т.д. В конце месяца фото победителей на стенгазете и призы. Не я одна была в шоке от такой «дрессировки», еще половина родителей. Это что, щас мой ребенок должен давиться, глотать пищу не жуя, лишь бы звездочку получить? А медлительные от природы детки? У них вообще, как говорится, шансов нет. А сколько слез из-за каждой звездочки!!! Слава Богу, «эксперимент свернули»!
3) а самое замечательное – часы работы детского сада (у нас без вариантов, куда путевку дали, туда и идешь) – с 7.30 до 17.45. Ну с утра – это еще ладно, а вот вечером. Вообще работодатели предлагают рабочее время с 9.00 до 18.00. И каким образом я успевать должна??? Мне повезло, я сумела договориться о том, что буду уходить на час раньше с работы, в 17.00. Но… где-то пробки, где еще что, в общем, бывало прибегала в детсад либо ровно в 17.45 либо опаздывала минут на 5-10. С какими недовольными лицами встречали меня воспитатели (начиная с 17.00 они детей выгуливали уже фактически в воротах детского сада, желая побыстрее их сдать родителям), описывать не буду, сами понимаете! Никакие «взятки» в виде шоколадок и проч. не котировались :-(

А потом мы переехали (довольно далеко от детского сада)! И как-то сразу вопрос с детским садом решился однозначно – забираем ребенка! Сейчас мы ходим на курсы подготовки к школе, в сентябре собираемся в первый класс! (я ушла с работы, занимаюсь с дочкой дома)

Сейчас мы с мужем планируем второго ребенка, но уже на этом этапе всерьез обсуждаем возможность не отдавать его в детсад...

Может быть, я черезчур близко к сердцу это все воспринимаю… не знаю… а тут еще и статья эта на глаза попалась...

В общем, не судите строго, хочу услышать ваши мнения и о статье, и о моих комментах...
Вот, если бы у вас была возможность не отдавать ребенка в детский сад, как бы вы поступили?
26 янв 2010, 23:01
Ответить 
Елена
Елена Мама
Ольга Маркова

Если есть выбор идти или нет, то нужно судить по ребенку! Не воспринимаю ни каких нянь, уж лучше сад! Старшая пошла и на меня даже не оглянулась ей было 2,4 я работала. Младшей сейчас почти три я сижу дома, ребенку хочется общения, но боюсь что будет плакать, так как мой хвост! Я думаю к 4м годам пойдем!

14 сен 2013, 16:40
Ответить 
Анастасия
Эх, все равно уметь жить в коллективе ребенок должен. Не у всех есть возможность сидеть дома, сами понимаете.
26 янв 2010, 23:12
Ответить 
Юлька
Юлька Мама
Отдавать ребенка в сад буду, сама ходила – все сады помню только с хорошей стороны, хотя были и не только положительные моменты. У меня была куча друзей. Я б точно не поняла родителей – почему меня не стали водить в сад и почему я сижу дома.  Я даже на лето с садом на дачу ездила.
Брат ходил – без проблем, хотя был как помело и столько себе увечий сделал ).
Все зависит от сада, от настроя родителей, потому как родители себя настраивают так и их дети себя ведут.
Не удивлюсь, если эту статью писали какие-нибудь рожановцы или т.п. люди.
И ещё… видя, что большая часть садов изменилась с совдеповских времен, проработав в саду и видя что и как происходит – хотела бы, чтобы ребенок пошел в частный сад, по рекомендациям. Потому как я смогу требовать то, за что я плачу.
26 янв 2010, 23:12
Ответить 
Юлич
Юлич Мама
статья не понравилась… некоторые фразы, если честно гадкие...
у меня есть возможность не отдавать в сад, но мы пошли в 3 года ровно...
почему мы пошли:
ребенку нужно было общение, к сожалению город маленький, а в таких городах 99% детей к трем годам посещают д/с, в два нам уже не с кем было гулять… все в садиках… на площадке только малыши… ребенку скучно...
развивалки все вечером на базе садов… поздно...((((
дома плохо ел, ну и мы не заставляли… кусочничал… привередничал, в коллективе стал есть(благо кормят хорошо в саду)
если бы была тяжелая адаптация, забрала бы… однозначно, мучить ребенка я не собиралась...
но адаптация на удивление прошла на 5+… за полтора года ни единой слезины и слов, я не пойду и не хочу в сад… в сад как на праздник
сама пошла в сад я в 4 года… мама имела возможность сидеть со мной дома...
по поводу развивающих задач сада… тут уж я ничего не жду от сада… мой ребенок пришел более развитый в три года, чем четырехлетки из его группы, что пришли из яслей… понятий в его головешке было больше...
единственное не фонтан как говорил… фразовая речь была плохая… так, отдельные слова… через месяц в саду был прям прорыв… заговорил, что не заткнуть сейчас..
дома конечно по развитию я ему больше даю… чем им дают в саду… сразу видно с кем дома занимаются, с кем нет…
26 янв 2010, 23:36
Ответить 
Марина
Марина Мама
Статья просто бредовая. Моя дочь пошла в сад в 1,8, никаких проблем.А сейчас она садик просто обожает, ей жизненно необходимо общение. А какие там занятия, бассейн, спектакли, музыкальные, спортивные, развивающие!!! Попробуй забери раньше! Знаете, как будет реветь?.. Просто садики бывают разные, и дети тоже, кому-то садик необходим, а кому-то нет. То же самое можно сказать и про школу, да там негатива даже больше.  Может нам и в школу детей не отдавать?. В общем, тут можно договориться до полного абсурда!
27 янв 2010, 04:36
Ответить 
Утипутик
мы ходим с удовольствием. если болеет, то плачет — очень хочет в садик скорее.
8 апр 2013, 18:44
Ответить 
Ксения Макеева
я долго думала отдавать ребенка в сад или нет, она у меня девочка активная, умная, к школе бы я её сама подготовила, тем более есть возможность не работать, но ребенок мой ОЧЕНЬ любит играть с детьми и я решилась. пошли мы можно сказать поздно почти в 4 и никаких трудностей как описывается в статье я не увидела. главное объяснить ребенку как поступить в той или иной ситуации, которая может произойти в садике. он должен научится самостоятельно находить выход их конфликтов, это главное, в школе этому поздно будет учится. многое как ребенок будет ходить в сад зависит не столько от воспитателей, сколько от родителей, на сколько они смогли подготовить ребенка к саду, на сколько поддерживают его. вобщем я за то, что сад нужен.
22 июл 2013, 11:11
Ответить 
Илья

Видеосеминар Методики обучения чтению дома

http://glopart.ru/affiliate/160565

22 июл 2013, 14:49
Ответить 
Алиса
Алиса Мама

я вот тоже думаю, отдавать или нет. есть возможность не работать. Хочу водить дочь в секции, а в садик что то нет желания

8 нбр 2014, 19:13
Ответить 
Юля
Юля Мама

Бред полный, а фразы, которые использует автор вообще что-то с чем-то...

8 нбр 2014, 22:08
Ответить 
Елена
Елена Мама

Детсад был в нашей стране был придуман на заре советской власти не как образовательное учреждение, а ради того, чтобы освободить руки женщине-труженице. В большинстве случаев — это основная функция садика и теперь. Так нужен ли садик? Однозначно «да». Более того, теперь сад выполняет образовательные, развивающие и воспитательные функции. Здесь, на сайте, тусуются мотивированные мамочки, поэтому вам трудно поверить, но факт остаётся фактом: для 20-30 процентов детей детсад — это единственный шанс что-то узнать, чему-то научиться, как-то по-человечески социализироваться и освоить навыки коммуникации. Есть две группы детей: 1. из асоциальных либо маргинальных семей; 2. из благополучных с виду семей, но со смещёнными ценностями (например, папа с мамой остервенело зарабатывают, строят карьеру, а бабушки — «тоже, между прочим женщины»). Дети из таких семей полностью заброшены. Без детсада они превратятся в зверьков.

Теперь про импринтинг. Психология — это модно нониче, канешна. Но слишком уж много эти горе-специалисты на себя берут. Импринтинг свойственен в бОльшей степени животным, нежели человеку: у человека помимо биологической составляющей есть ещё и социальная: развитие сознания, а позже — и произвольного поведения. Ну, многие ли из нас тупо копируют поведение людей, увиденных в раннем детстве? Кто хотя бы помнит внешность своей Марьванны из детсада?))))) А уж тем более — у кого хоть раз в жизни возникло желание скопировать её поведение?))))) То-то и оно!)))))

13 нбр 2014, 23:21
Ответить 
Анастасия

мои дети в сад не ходили и прекрасно себя чувствуют. НО мы ходили в спорт кружки

11 мрт 2015, 16:31
Ответить 
Светлана

Жуткая статья. Вроде бы написана грамотно с точки зрения языка, но вот содержание… Попытка установить прямую связь садика с «совковостью» — это манипулирование фактами и незнание истории. Откуда, интересно, тогда дошкольные заведения, в т.ч. аналоги наших яслей, в капиталистических странах? Почитайте книгу «Французские дети не плюются едой». Там очень интересно описаны ясли и детские сады во Франции. Также рекомендую А. Курпатова «Счастье вашего ребенка». Если прочитаете, то поймете, какой бред тут написан про импринтинг и «мозг взрослого человека» и 7-летнего ребенка.

11 мрт 2015, 18:59
Ответить 
Анастасия

Я сама никогда в детский сад не ходила, сидела с мамой и бабушкой, результат был интересный, в школу я пошла с прекрасной подготовкой, читала, писала, уровень второго класса, НО я была в шоке от такого количества детей одновременно, многие знакомы с садика, меня начали проверять на устойчивость, обзывалки, дергания за косички и т.д., реакция у меня была не самая лучшая, привыкшая к всеобщей любви не знала, как поступить, как защититься. Итог отличница, комплексы жуткие, не умение коммутировать в коллективе, поведение неуд., дралась как пацан и старалась все время доказать всем, что я то круче. В институте стало легче, наступило полное понимание как надо себя вести в обществе, коллективе и т.д. Исправила ошибки школьного поведения!!! Своего сыночка отдала в сад и не жалею, он радостный и каждый день бежит в садик «играть», приходит с новыми впечатлениями и знаниями, уже появились «дружбаны». Это мое личное мнение, основанное на собственном «печальном опыте».

12 мрт 2015, 09:13
Ответить 
Светлана

Ходить ребенку в садик или нет, и если ходить, то с какого возраста — это вопрос серьезный и обсуждать его можно долго. Если какая-то мама имеет сомнения, ей, конечно, будут интересны как суждения специалистов так и личный опыт других мам. И если бы в статье было просто представлено чье-то мнение по данной теме, я бы слова против не сказала, т.к. каждый имеет право на свою точку зрения. Но вся беда в том, что в статья является претензией на анализ проблемы, но данные, на которые ссылается автор, ничего общего с научными не имеют. Я могу ответственно это заявлять, т.к. имею высшее биологические и педагогическое образование.

12 мрт 2015, 12:19
Ответить 

Мама не пропустит