5 правил «горячей плиты»

 

Несколько лет назад американский эксперт по менеджменту Дуглас МакГрегор разработал систему, которую шутливо назвал «принципом горячей плиты». Эту систему можно успешно применить и к назаканиям детей....


Итак, правила горячей плиты.

Правило 1. Если вы дотронетесь до горячей плиты, вы тут же обожжетесь.

Иными словами, выражение недовольства и наложение санкций должно быть немедленным, безотлагательным – сразу, как только выявлено нарушение дисциплины. Всевозможные вольные или невольные «откладывания» взыскания лишают его всякого смысла и сводят воспитательные усилия к нулю. Совершив плохой поступок, ребенок должен «обжечься» сразу же.

Правило 2. Наказание горячей плиты действенно с первого же раза.

В отношениях между людьми мы часто поступаем иначе: стараемся первое наказание несколько смягчить. В дальнейшем, если нежелательное поведение повторяется, мы увеличиваем дозу наказания. Правило горячей плиты указывает: если наказание будет достаточным уже в первый раз, то повторных наказаний не потребуется – все будет усвоено с первого раза. То есть степень «ожога» должна соответствовать степени проступка или даже чуть-чуть превышать его.

Правило 3. Горячая плита наказывает только руку, которая к ней прикоснулась.

Мы же порой увлекаемся и теряем чувство меры. Порою из-за небольшого проступка мы готовы припомнить ребенку все его промахи и недостатки, и наше негодование разрастается до масштабов, несоизмеримых с вызвавшим его поводом. В результате вместо того, чтобы наказать за что-то одно, мы наказываем за все сразу. Цель конкретного порицания — изменить только поведение, а не личность человека в целом. Осуждению подлежит поступок, а не личность. Если провинившийся это поймет, то постарается впредь воздерживаться от таких поступков. Если же уязвлено его достоинство как личности, ничего, кроме обиды, от него не дождешься. Когда вам удается сохранить объективность и сконцентрироваться только на заслуживающем порицания поведении, ваши действия будут более успешными.

Правило 4. Горячая плита действует на всех без исключения.

Не важно, кто дотрагивается до нее, — результат всегда одинаков. Мы же иногда поступаем наоборот: наказываем за конкретное поведение одного определенного человека, а не всех, кто этого заслуживает. Такое проявление непоследовательности с нашей стороны заставляет других гадать: отчего одним прощается то, за что других наказывают? Поэтому любая наша реакция, чтобы достичь цели, должна быть, как у горячей плиты, — последовательной. Кстати и сами мы, совершив аналогичный проступок, должны быть наказаны аналогичным образом.

Правило 5. Если вы дотронулись до горячей плиты, у вас должно быть средство ослабить боль.

Мы нередко наказываем детей, не давая им понять, какое же поведение приемлемо в данной ситуации. Мы увлекаемся осуждением того поведения, которое нам не нравится, и забываем о необходимости ясно указать на желательное поведение. Нужно говорить другим не только о том, чего они не должны делать, но и о том, что им следует делать для того, чтобы боль от наказания не была слишком сильной.

Если Вы будете помнить об этих правилах, у вас появится шанс изменить нежелательное поведение ребенка еще до того, как оно может стать камнем преткновения в ваших отношениях.
19 января 2010, 09:14
TeslaGirl
TeslaGirl
Новосибирск
Вероника
1
0
Комментарии
Марина
Марина Мама
Полезная статья, приму к сведению, спасибо.
19 янв 2010, 10:35
Ответить 

Мама не пропустит