Играйте с детками! Им это очень нужно!

«Ну, кто со мной поиграет?» – плачет вроде бы уже такой взрослый и вроде все понимающий пятилетний мальчик. «Ты что, в саду не наигрался?» — с досадой говорит мама, которой хочется и отдохнуть после работы, и вкусный ужин приготовить, и… Да мало ли у нас, взрослых, срочных дел?

Мы забываем, что игра – это главный вид деятельности дошкольника, основной способ познания им мира, самый действенный метод обучения. А игра с родными людьми – это превосходный психологический витамин, исцеляющий от мелких недомоганий и неприятностей, дарующий радость и ощущение защищенности. Поэтому играть со своим ребенком необходимо. Несмотря ни на что.

Есть еще одна проблема: взрослые, с которыми мало играли в детстве, потом сами испытывают огромные трудности, «опускаясь» в игре до детского уровня. Малыши превосходно чувствуют, когда мама или папа играют с ними искренне, а когда просто по обязанности. Если уж очень трудно играть с детьми, стоит этому специально поучиться, возможно, даже посетив психолога. Если же просто не знаете, с чего начать и как расслабиться, сядьте на корточки, лягте на ковер или опуститесь на колени – станьте «маленьким», ну совсем таким, как ваш карапуз. Превосходно освобождает необходимую энергию столь простой и очень приятный процесс, как мыльные пузыри. Выдувайте их вдохновенно. Доставьте такое удовольствие и себе, и малышу. Можно еще порисовать красками. И неважно, что будет изображено на ваших картинах – главное, освободить в себе творческую энергию.
Побаловать ребенка, который прячется в каждом взрослом человеке, никому из очень солидных дядь и теть не помешает. Потому что именно игра с детьми способствует развитию творческого начала у взрослых.

Но что делать, если мама действительно очень занята и не может выделить специальное время для игры? Возьмите ребенка с собой, скажем, на кухню. Ведь совсем не обязательно готовить банальный салат из помидоров и огурцов. Можно представить, что вы создаете королевское блюдо из волшебных овощей, которые придают силу и энергию. Совсем малыш может подержать эти продукты, узнать, чем отличаются друг от друга круглый и длинный предметы, услышать, что это овощи и так далее. Ребенок постарше сможет их посчитать, помыть и… придумать вместе с вами сказку о волшебниках-кулинарах. Потом ее можно записать и проиллюстрировать.

Печете пирог? Приготовьте слоеное тесто для детского творчества. Дети очень любят лепить из него забавные фигурки, делать бусы, строить дома. Это способствует развитию мелкой моторики, которая, как известно, отвечает за способность к учению. Можно также слепить из теста буковки, по которым потом так приятно и интересно учиться читать.

О занятиях с детьми и раннем развитии сейчас говорят и пишут много. Мамам и папам стоит ознакомиться с этой литературой или же посоветоваться со специалистами, готовясь к обучению малыша. Стоит знать одно: эти занятия должны проводиться преимущественно в игровой форме и не допускать ни малейшего насилия над волей ребенка. Наши детки – самые главные в мире исследователи и экспериментаторы, они по определению не способны усиленно «грызть гранит науки», зато, играя, могут обучиться абсолютно всему. Стоит прекращать любые занятия в момент, когда понятно, что ребенку совсем неинтересно или он хочет переключиться на другую игру. А лучше останавливаться даже чуть раньше, сохраняя стремление к познанию.

Это не так сложно при индивидуальных занятиях с малышом, и гораздо труднее, когда речь идет о занятиях с группой детишек, у которых абсолютно разные интересы, характеры, темпераменты. Многие мамы, приводя детишек на игровые занятия, расстраиваются, а то и стремятся силой воздействовать на малышей, когда видят, что они ведут себя не так, как хотелось бы. Профессиональные и мудрые педагоги в таких случаях советуют родителям успокоиться и понять очень простую истину: дети не обязаны оправдывать наши ожидания, им нужна энергия для игры, творчества, познания и развития в собственном, индивидуальном, темпе, которой может просто не хватить, если надо противостоять еще и маминым окрикам.

Не стоит навязывать детям и свои правила игры. Если вам кажется, что, вместо чего-то более полезного, малыш просто бездумно туда-сюда катает машинку, подумайте прежде чем, призывать его к более необходимым, на ваш взгляд, действиям. Возможно, именно сейчас он познает нечто такое, о чем вы давно забыли, или просто успокаивается.

Можно попытаться мягко переключить его на более интересную игру или вежливо попросить разрешить и вам поучаствовать в процессе. Но если никак не получается – не настаивайте. Когда речь идет о групповых занятиях, гораздо ценнее будет, если малыш присоединится к остальным сам, по собственной воле. Потому, что с другими намного интереснее, чем одному.

Помните: малыш развивается, играя, и если он растет в доброжелательной атмосфере, его таланты обязательно проявятся. Ваша задача – обеспечить ему именно такое окружение и не мешать быть самим собой.

И не стоит переживать по поводу того, что, если дети бесконечно играют в дошкольном возрасте, у них будут проблемы с более серьезными занятиями в первом классе. Перестройка познавательных процессов у детей происходит постепенно, и при подготовке к школе обязательно стоит учитывать все тонкости детской психологии. Тем более, что наиболее эффективными занятиями для младшеклассников остаются именно игровые занятия. Просто игры будут постепенно усложняться, постепенно уступая место более взрослым формам обучения. Вам просто придется поискать такую школу, где педагоги это понимают.
30 августа 2010, 16:37
0
2
Комментарии

Мама не пропустит