Когда мы начинаем интересоваться процессами детского развития, то неминуемо сталкиваемся с рядом фундаментальных вопросов, ответить на которые весьма непросто. Один из главных вопросов звучит так: «Что первично: гены или окружающая среда? Что оставляет в нас больший след: природа или воспитание?». Татьяна Пуйда, психотерапевт и мама двоих детей, помогает нам на него ответить.
Люди достаточно давно интересуются своей психикой. Вопросы вида «Кто я?», «Зачем я сюда пришел?» занимали мысли человека с самых древних времен. При этом — удивительный факт! — человечество обратило внимание на период детства и стало считать его значимым сравнительно недавно. Великий ученый Чарльз Дарвин, родоначальник теории эволюции, стал первым человеком, написавшим научную статью, посвященную развитию ребенка. Было это в 1877 году — всего-то около 150 лет назад. Работа Дарвина «Биографический очерк одного ребенка» была, по сути, дневником развития его собственного сына. «Биографический очерк» и стал основополагающей работой для науки, которая сегодня называется «психология развития».
У психологии развития есть глубокие философские корни. И в ее основе лежала некая двойственность, заключавшаяся в следующем. С одной стороны, английский философ Джон Локк, живший в XVII веке, считал, что ребенок рождается на свет как чистый лист, и можно с ним сделать что угодно. Его точка зрения была такой: среда и воспитание играют огромную роль, а врожденные факторы не важны для человека абсолютно. С другой стороны, французский философ Жан-Жак Руссо в XVIII веке говорил, что все, что есть в ребенке, когда он приходит в этот мир, поменять совершенно невозможно. Все самое важное в детях, по мнению Руссо, заложено природой, а взрослые могут только аккуратно сопровождать и направлять их.
Это противопоставление надолго определило пути развития науки и взглядов. Но сегодня наука считает, что природа и воспитание имеют одинаковую ценность для развития человека.
Конечно, путь развития каждого ребенка имеет генетическую обусловленность, но на этом пути есть некие критические точки. Оказаться в такой точке — значит столкнуться с определенными факторами среды: болезнью, разводом родителей, переездом.
По сути, речь о каком-нибудь событии, которое очень сильно испугало ребенка, и он с этим не справился. И здесь ребенок может встать на иной путь развития, если вовремя ему не помочь.
Нам, взрослым, очень хочется находить для себя причинно-следственные связи «Это случилось по причине вот того». И здесь есть серьезная ловушка, о которой следует помнить! В чем же она заключается?
Например, ребенок начинает заикаться. Один родитель найдет причину в природном факторе: «Это все гены, у нас дедушка тоже заикался!». Другой сошлется на факторы внешней среды: «Собака на него прыгнула, вот и заикается».
Почему же это ловушка? А вот почему: часто потребность найти объяснение произошедшему как будто бы освобождает родителей от того, чтобы действовать дальше. Выводы делаются следующие: «Это гены, с ними ничего не поделаешь». Или, если ключевую роль родители отводят определенной ситуации из прошлого: «Ну ничего, перерастет!».
Проблемы с речью? «Мультик плохой посмотрел, теперь плохо разговаривает!» или «Я тоже до трех лет молчал».
Плохо себя ведет в саду? «Это он видел в фильме, как дерутся — вот и решил в саду всех бить» или «Его папа тоже драчун был, ничего, пройдет».
А ведь заикание, плохая речь или проблемы с поведением могут быть вызваны сложностями в развитии, и ребенку действительно может требоваться серьезная помощь!
Для врача или психолога, конечно, очень важно знать анамнез ребенка и искать причинно-следственные связи между тем, что произошло в прошлом, и тем, что происходит сейчас. Но глобально фокус — и родителей, и специалистов — должен быть на том, как помочь ему справиться с непростой ситуацией, преодолеть ее. Вернуться к своему пути развития, чтобы уверенно топать по нему дальше и становиться потихонечку взрослым человеком.