Е. Янушко "Помогите малышу заговорить!" от 1,5 до 3 лет (обзор)

Купила в институте удивительную книгу больше года назад. Во-первых, она оказалась на удивление актуальна (дочке 2 года, «взрослой» речи нет). А во-вторых, советы и рекомендации даны очень простым и понятным языком. Все методы и упражнения применимы в домашних условиях. В книге намеренно опущены все логопедические и дефектологические термины и теории. В каждой главе минимум десяток различных игр. У меня девятое издание, книга любима и раскупаема. Есть везде.

Логопедические занятия с детьми раннего возраста

В первую очередь, при отсутствии активной речи к 1,5-3 годам автор рекомендует консультацию у логопеда, психолога, психоневролога, лора, провести ЭЭГ, эхограмму мозга и аудиограмму. Обязательно нужно исключить другие нарушения: задержку психического развития, нарушения слуха, аутизм, олигофрению и пр.

Логопеды не любят и зачастую не умеют работать с детьми младше 3-4 лет. Поэтому, собственно, и написана книга с рекомендациями для родителей.

Особенности занятий с малышами:

-Ребенок познает мир с помощью взрослого путем подражания

-В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения

-Чтобы новый навык закрепился, необходимо его регулярное повторение

-Содержание материала должно соответствовать детскому опыту

-Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала. Слишком просто — неинтересно, слишком трудно — страшно и непосильно.

-Контролируйте длительность занятия. Каждая игра длится 5-20 минут. Сверните игру, если ребенок устал и отвлекается

-Необходима смена видов деятельности

-У каждого занятия должно быть начало, середина и конец. (Курочка с цыплятами пошли домой)

-Гибкость проведения занятия: отдельные части можно расширить или сократить, что-то убрать или добавить

-Активно используйте в повседневной жизни приобретенные знания, умения, навыки

-Малышам необходима положительная оценка их деятельности

-Необходим эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. Нужно быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным.

-Развиваем слуховое восприятие, дыхание, внимание и память

-Пока ребенок не владеет активной речью, взрослый ведет за собой: объясняет, показывает, задает вопросы и сам на них отвечает.

Развитие общения и сотрудничества со взрослым

Эмоциональное общение

1) Взрослый проявляет большую заинтересованность в игре

2) Взрослый создает комфортную, теплую атмосферу

3) Взрослый сопровождает игру комментариями, описывая словами все этапы игры

4) Внимательно следит за ходом игры, контролируя ее продолжительность

5) Эмоциональные игры желательно проводить индивидуально

Предлагаются такие игры, как ку-ку, прятки, по кочкам, качели на коленях, догоню, ладушки, сорока-ворона, идет коза рогатая.

Развитие общего подражания

Общее подражание — подражание движениям, действиям, мимике, жестам, манере поведения и пр.

1) Игры со стихотворными текстами (Мишка косолапый по лесу идет, Водичка, водичка, умой мое личико, Мы капусту рубим, рубим)

2) Подвижные игры: на детской площадке, салки, прятки, повтори за мной.

3) Игры с игрушками и предметами: кубики, мячи, машинки, куклы.

Деловое общение

Деловое общение — взаимодействие, направленное на достижение совместных целей.

До активной речи поощряйте ребенка выражать свои мысли и желания ЛЮБЫМ ему доступным способом: жесты, движения, звуки, действия. Помогайте проговариванием его желаний вслух, предлагайте варианты ответов, задавайте наводящие вопросы.

Побуждайте ребенка использовать все имеющиеся речевые навыки: в новых ситуациях, с новыми людьми.

Развивать деловое и речевое общение с ребенком нужно в различных ситуациях: во время режимных моментов, игр, спонтанных ситуациях занятиях творчеством.

Развитие неречевого слуха

Неречевой слух — улавливание, обработка и различение различных звуков, не являющихся человеческой речью, по громкости, тембру, ритмичности, определение источника и направления звука, выделение конкретного звука из множества других.

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Это сигналы, свидетельствующие о приближении и удалении предметов и живых существ.

Рекомендуется следующая последовательность:

-звуки природы (ветер, дождь, шелест листьев, журчание воды)

-звуки, издаваемые животными (лай, мяуканье, кваканье, кряканье)

-звуки предметов и материалов (звон ключей, шуршание бумаги, стук молотка)

-транспортные шумы (машина, гудение самолета)

-звучащие и пищащие игрушки, погремушки, трещотки, свистелки

-детские музыкальные игрушки (колокольчик, барабан, пианино)

-музыка

Предлагаемые игры: чем я стучу (звеню), кто как кричит, звуки улицы.

Развитие речевого слуха

Это способность улавливать и различать на слух звуки родного языка и понимать смысл слов, фраз, текстов.

1) Восприятие со зрительной опорой (слышим название и видим предмет

2) Слухозрительное восприятие (видим губы говорящего)

3) Чисто слуховое (не видя лица говорящего)

Предлагаемые игры: найди картинку (взрослый называет, ребенок находит), покажи игрушку, которую я назвал, горячий-холодный, съедобное-несъедобное, слушай и выполняй.

Развитие дыхания

Для речи необходим сильный плавный ротовой выдох.

-сильный вдох

-плавный выдох

-губы трубочкой, не сжимать губы, не раздувать щеки

-не выдыхать через нос

-выдыхать, пока не кончится воздух

не добирать воздух частыми вдохами в процессе пения или разговора

Предлагаемые игры: дуть на сухие листья, бумажные полосочки, одуванчики, свечи, китайские колокольчики песни ветра, вертушки, перышки, в свисток, дудочку, надувные игрушки,воздушные шарики, пускать мыльные пузыри, булькать в стакан.

Развитие речевого дыхания

Правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз.

-пропевание гласных

-долгое растягивание с, з, ш, х, ф, ж (сдувается шарик, жужжит пчела)

-произнесение слогов на одном выдохе (би-би, ту-ту, ля-ля)

-слов

-фраз

-чтение стихотворений

-пение песенок

-выразительный рассказ, пересказ

Развитие моторики

Общая моторика: умение ходить и бегать, лазать по лестнице, кататься на велосипеде, плавать, кувыркаться, играть с мячом, и пр. К сожалению, обычно ей уделяется неоправданно мало внимания.

Не забываем о развитии бытовых и гигиенических навыков.

Мелкая моторика — действия, совершаемые руками: владение ножом, вилкой, иголкой, умение шить, вязать, печатать, писать, рисовать, месить тесто и пр.

Чем старше становится человек, тем труднее и дольше формируются новые навыки.

Развитие мелкой моторики необходимо для стимуляции речевого развития.

-развитие хватания

-развитие соотносящих действий: совмещение двух частей предмета, пирамидки, матрешки, вкладыши

-подражание движениям взрослого

-развитие движений кисти и пальцев

1) Занятия с предметами и материалами: сжимать резиновую грушу, разминать тесто/пластилин, мять и рвать бумагу, нанизывать на стержень, сортировать, использовать лопатку и совок, собирать паззлы, конструкторы, наматывать, надевать, нанизывать, шнуровать, развязывать, расстегивать, раскручивать и пр.

2) Игры: пальчиковая гимнастика, театр на пальчиках, катать ладонью карандаш, зажимать в кулачке.

Развитие понимания речи

Создание речевой среды:

-постоянный разговор с ребенком

-единые требования к речи окружающих взрослых: правильность, четкость, простота, повторяемость, богатство: различные интонации, темп, сила голоса, громкость, паузы.

-постепенное усложнение речевого общения

Пассивный словарь -набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не использует в речи.

Рекомендуемые темы:

игрушки

части тела, лицо

одежда и обувь

предметы ткалета

дом, квартира

мебель

предметы домашнего обихода

продукты и блюда

овощи и фрукты

растения

животные и птицы

объекты на улице

природные явления

собственные действия ребенка

действия, совершаемые взрослыми

действия, совершаемые предметами (телефон звонит, машина едет)

ощущения (холодный, сладкий)

состояния (больно, жарко)

понятия (размер, форма, цвет)

предлоги в пространстве

Также полезны общеупотребительные жесты.

Игры: покажи, где? (лицо, тело, комната, квартира, фото, картинки) покажи, как? (помаши руками, потанцуй) кто что делает? много или мало? большой или маленький? где лежит?

Развитие активной речи

Речевое подражание — повторение за говорящим звуков, слов, фраз.

Перед началом работы над речевым подражанием, необходимо убедиться в достаточной сформированности предыдущих навыков: общего подражания, внимания, слухового восприятия, дыхания.

Активизация речи детей должна быть связана с практической деятельностью, наглядной ситуацией, игрой.

Этапы:

повторение отдельных звуков

повторение упрощенных слов: звукоподражания, слова-фрагменты (мако — молоко, дека — девочка), контурные слова (папата — лопата)

повторение слов (особое внимание глаголам)

повторение коротких фраз

Игры: стишки с движениями и звуками (ууу, биби, ой), дай-на, изобрази звукоподражание, договаривание слов, а потом и строк в стихотворениях, пропевание их в песенках, потешки, загадки.

Дальнейшее развитие после появления активной речи

развитие пассивного и активного словаря

формирование словообразования

формирование словоизменения

развитие речевого слуха

работа над произношением

работа над слоговой структурой слов

знакомство с составом предложения и пр.

Знакомство с окружающим миром

-наблюдение

-практическое знакомство с предметами и природой

-чтение и обыгрывание сюжетов

-работа с картинками

-просмотр мультфильмов, телепередач, слайдов

-беседа, сюжетно-ролевая игра

-экскурсии, цирк, театр, кино


Helly
Helly
Виктория
11 лет
2192157

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Мамуленция
Мамуленция
Сын
10 лет
Самара
Почитаем