Прямой эфир

Требования и заперты

Информация к размышлению:
Каждый родитель мечтает вырастить «хорошего ребёнка». Однако, достаточно часто под «хорошим» подразумевается «удобный» ребёнок – послушный, исполнительный, проявляющий ответственность в границах тех заданий и обязанностей, которые поручает ему взрослый. Это может быть работа по дому, домашние задания, уход за братьями и сёстрами и пр. Вместе с тем, можно предположить, что родители, задаваясь целью воспитать «хорошего» ребёнка вряд ли хотят видеть его безынициативным роботом-исполнителем, безропотно выполняющим работу, порученную ему лицом, наделённым властью. Конечно, нет! Противоречие состоит в том, что многие личностные качества, которые родители действительно хотят видеть в своём ребёнке – творчество, смелость, самоуважение, целеустремлённость и настойчивость в достижении поставленных целей – в повседневной жизни и общении с ним могут быть неудобны родителю. Особенно остро это чувствуется на этапе их формирования в детские годы.

Давайте задумаемся, какого человека мы хотим воспитать и, исходя из ответа на этот вопрос, предъявлять требования к нашим детям.

Что такое требования? Какая разница между требованиями и запретами?

Требования – целенаправленное воспитание в ребёнке определённых качеств и способностей. В требованиях к ребёнку отражаются позитивные ожидания родителей, некий эталон поступков и качеств, образец для подражания (Например, «Будь аккуратным!», «Убирай за собой игрушки» и т.д.) В запретах, напротив, уточняется, каких форм поведения и личностных качеств ребёнка родитель хотел бы избежать – «чего делать нельзя». Требования более продуктивны – они стимулируют развитие ребёнка в желательном для родителя направлении, способствуют проявлению его активности. Запреты, напротив, ограничивают активность, приводят к формированию зависимости, пассивности, безынициативности ребёнка, стимулируют развитие мотивации избегания неудач и блокируют формирование мотивации достижений. Желательно, чтобы количество запретов в воспитании ребёнка было сведено к минимуму.

Основные необходимые запреты касаются:
• Здоровья ребёнка (запрет на действия, которые могут повредить его здоровью и жизни самого ребёнка);
• Физической и личностной безопасности окружающих людей (запрет на действия, которые составляют угрозу жизни, здоровью и противоречат норме уважения личности другого человека);
• Сохранности материальных, культурных и духовных ценностей

Нужны ли требования и запреты при воспитании ребёнка?

Конечно, да. Благодаря требованиям ребёнок начинает
• понимать, чего ждут от него родители,
• осознавать, как именно он должен себя вести,
• учится контролировать свои действия.
Знание требований помогает ребёнку чувствовать себя уверенно при взаимодействии с близкими. А отсутствие требований порождает ситуацию неопределённости, которая является причиной тревожности и негативных эмоциональных переживаний.

Как сделать так, чтобы требования и запреты были действительно приняты ребёнком?
1. Запреты должны быть равными и обязательными для всех, исключать возможности «двойного стандарта» и «двойной морали». (Если мы от ребёнка требуем, чтобы он убирал игрушки, сами демонстрируем пример в своём поведении, убираем вещи на место.)
2. Запреты должны предлагаться в безличной форме. Следует избегать «Ты высказываний», высказываний типа приказов, команд, прямых распоряжений, формулировок, оскорбляющих и унижающих достоинство ребёнка, проявлений неуважений к его личности. (Вместо «Ты опять испачкался как поросёнок» или «Перестань разводить грязь на столе» – «Едят аккуратно, едой не балуются»).
3. Запреты должны быть предъявлены в словесной форме, ясной и понятной для ребёнка. Малышу важно объяснить необходимость соблюдения запретов, указывать на последствия и результаты его поступков, нарушающих запреты и правила, для других людей и его самого. (Вспоминается забавный пример запрета из фильма «Джентльмены удачи»: «Эй, женщина, не ходи туда. Снег башка упадёт – совсем мёртвый будешь».) Для ребёнка запрет можно сформулировать следующим образом: «Нельзя стучать по стеклу. Оно может разбиться. Ты и другие могут пораниться о стёкла. Это больно.»
4. Предъявление запретов должно осуществляться до нарушения правил, а не в его момент. Попробуйте объяснить что-либо малышу, который уже держит в руках очередную конфету.

И главное – запреты и требования предъявляются постепенно – их не должно быть много сразу. И ещё важно, чтобы они соответствовали возрасту ребёнка. Например, от годовалого ребёнка сложно требовать чтобы его одежда всегда была чистой, а игрушки – убранными.0

Что делать, если ребёнок нарушает запреты?

В случае, если ребёнок выражает явное и однозначное намерение нарушить запрет, родителям рекомендуется ряд последовательных шагов:

• Поговорите с ребёнком. Дайте ему возможность рассказать о своих потребностях, желаниях и чувствах. Скажите ребёнку, что вы знаете, понимаете и признаёте их. Это позволяет ребёнку лучше осознать свои чувства, снять или ослабить эмоциональное напряжение «Да, я вижу, что ты злишься, потому что я не даю тебе поиграть этой хрустальной вазой».
• Введение ограничения-запрета в ясной, понятной ребёнку форме, как тотальное безусловное ограничение. Можно аргументировать почему. («Играть стеклянными вещами нельзя, они могут разбиться»).
• Предложение альтернативы запрещённому действию. Это поможет ребёнку увидеть новый путь решения проблемной ситуации на основе исследования различных вариантов решения ситуации, осознанного выбора в конфликте. Это не переключение внимания ребёнка на другой вид деятельности, а обучение малыша конструктивному взаимодействию. Эффективность этого шага зависит от того, насколько привлекательно альтернативное действие. Как правило, для большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста большую значимость имеет общение и совместная деятельность со взрослым. Предложение родителем совместной деятельности обычно приветствуется ребёнком на «ура».

В случае если запрет фактически нарушен – последовательность шагов родителя меняется по сравнению с описанным вариантом.
1) Необходимо блокировать социально неадекватное поведение ребёнка. Способами такого блокирования являются прерывание действия ребёнка путём лишения его объекта, принудительное ограничение активности ребёнка (обнять и прижать руки к телу), временная его изоляция. Для прерывания нежелательных действий ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста уместны игровые приёмы.
2) Обеспечить ребёнку эмоциональное отреагирование. Как правило, ограничения в поведении воспринимаются ребёнком как насильственные, поэтому реакция ребёнка, мягко говоря, может быть разной. Возможность эмоциональной разрядки в социально приемлемом варианте. Эмоциональное отреагирование может осуществляться в действенной и в игровой форме.
3) Последующие шаги с третьего по пятый – соответствуют логике предъявления ограничений и запретов в условиях, когда поведение ребёнка ещё находится в рамках приемлемого.


Требования и запреты также не должны противоречить друг другу «Будь настоящим мужчиной. Сумей за себя постоять!» и «Нельзя драться и ссориться с другими детьми!»

Главное, чтобы мы сами чётко представляли, чего именно мы хотим от своих детей и какими видим их в будущем.
Требования и заперты
6 октября 2009, 14:08
Мария
Мария
Северодвинск
Демьян
0
0

Комментарии

Мама не пропустит