Славянские монстры)

Алконос


Славянские монстры)











Алконост — светлая птица, инкарнация (воплощение) Хорса. Сестра других светлых птиц — Рарога, Стратима. Управляет ветрами и погодой. Когда она рожает детей на «крае моря», семь дней стоит безветренная погода. Алконост несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Пение алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете.

Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка.

Амбарник




Амбарник, Амбарный (Анбарный ) — Дух амбара, его «хозяин», собрат Домового. К Амбарникам люди обращаются, дабы узнать будующее. Встав у амбара, они слушают, что им скажет или нашепчет Амбарник

Анчутка

Славянские монстры)

Анчутка — одно из самых древних названий черта, беса. Анчутки бывают банные и полевые. Как всякая нечисть, они мгновенно отзываются на упоминание своего имени. Лучше о них помалкивать, не то сей беспятый, беспалый будет тут как тут. Беспятый же Анчутка потому, что однажды волк погнался за ним и откусил ему пятку.

Банные анчутки мохнатые, лысые, пугают людей стонами, помрачают их разум. Но очень хорошо умеют изменять свой облик — как, впрочем, и остальная нежить. Полевые росточком совсем крохотные и более мирные. Они живут в каждом растении и зовутся сообразно своему обиталищу: картофельники, конопельники, ленники, овсяники, пшеничники, рожники и т.д.

Впрочем, говорят, в воде тоже есть свой анчутка — помощник водяного или болотника. Он необычайно свиреп и противен. Если у пловца вдруг случится судорога, он должен знать, что это водяной анчутка схватил его за ногу и хочет утащить на дно. Оттого-то еще с древних времен всякому пловцу советуют иметь при себе булавочку: ведь нечистая сила до смерти боится железа.

Аспид

https://f7.ifotki.info/org/73b05838e621a82ea8afa8c5463dd7c45f48a770148631.jpg

Аспид — По поверьям древних, Аспид — это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет». В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим сказаниям — на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь…
Аспид напоминает и Змея Горыныча из русских сказок, и василиска — чудовищного змия, убивающего одним взглядом, и Ехидну — деву змееголовую, которая, по античному преданию, родила от Геракла Артоксая, Липоксая и Колоксая — трех родоначальников скифских племен, а значит, отчасти и прапредков славян.

Арысь-поле

Славянские монстры)

Арысь-поле — один из самых древних образов славянской мифологии. Сказочный сюжет о матери-рыси был даже более распространен, чем мотив утопления красавицы и превращения ее в рыбу или русалку.
:
Рысь — вообще таинственное животное. Причем это не обязательно реальное существо. Например, рысью становится волчица, которая принесет потомство пять раз. То есть матерая волчица приобретает какие-то особенные, может быть, даже волшебные черты.

Некоторые мифы и сказки рисуют рысь настолько храброй, что она одна осмеливается нападать на медведя, только вставшего из берлоги. При этом мифы превозносят ее заботливость о своих детенышах. Так, один из древнейших способов успокоить плачущего ночью ребенка таков: его надо обнести вокруг очага и на вопрос идущего следом: «Что несешь?» — ответить: «Рысь, волка и спящего зайца!»

Баба Яга

Славянские монстры)


Баба Яга (Ягая Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица; Jedza, Jedzi-baba — польское; Jenzi, Jezi-baba — словацкое, Jezinka — чешское; Гвоздензуба — сербское; Ежи баба — словенское; Яга баба — болгарское.) — загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами. Внешне — это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, синим, сопливым носом.

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) — древнейший персонаж славянской мифологии.

Баба-Яга — существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь — кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом- кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость

Бадзула

Славянские монстры)

Бадзула, Бадзюля, в мифологии белорусов нечистый дух, который заставляет людей бродяжничать. Обычно женского рода. Она бродила по обочинам дорог, а ближе к ме выискивала, к кому бы пристроится.
Вот тогда-то у несчастного хозяина дома начинались неприятности, все из рук валилось. С горя человек принимался пить, пуская на ветер годами нажитое, и, оставшись ни с чем, мог пойти по миру. По народным поверьям для того, чтобы изгнать Баздюлю, нужно было просто-напросто подмести в хате и в сенях, а мусор выбросить в противоположную от заката сторону. Тогда, говорят, можно увидеть Бадзюлю.
Это немолодая женщина со свисающими до живота грудями. На ней лишь грязное рваное покрывало, сквозь прорехи и дыры в ткани виднеется тело, покрытое струпьями.

Банник

Славянские монстры)


Банник (Баенник, Баенный, Байник, Банной, Банница, Обдериха, Лазник) — хозяин бани.

Банник — невидимый для человека дух. Может показаться в виде родственника или знакомого. Иногда же пристает в своем истинном обличии — голый старик с длинными  черными растрепанными волосами покрытой плесенью бородой. Может обернуться котом, собакой, лягушкой, белым зайцем или веником, угольком.
Поселяется банник тогда, когда в бане рождается ребенок. Обитает он под полком или за печкой — каменкой. Иногда не один, а с женой — банницой и детьми.
Хозяин бани бывает жесток — он кричит, стучит, щекочет, запаривает, раскалывает камни с каменки и кидается в людей, может затащить на печку, а может ободрать кожу и повесить ее на печку. Банник любит париться и моется либо в четвертый, либо в седьмой пар, после захода солнца или в полночь. Часто париться он не один, а со своей семьей и гостями, которых приглашает на посиделки — русалками, лешими, овинниками. Он может украсть младенца, либо заменить его своим ребенком, который уродлив, не разговорчив и плохо растет.
Необходимо содержать баню в чистоте, оставлять банникам воду, мыло, веник. Нельзя мыться в четвертый пар, либо после захода солнца. Вымывшись нужно поблагодарить банника и пригласить его: «Хозяин с хозяюшкой, с малыми детушками гостите к нам в гости». Либо обратиться к самой бане: «Тебе, баня, на стоянье, а нам на доброе здоровье». Чтобы задобрить банника, нужно принести в баню кусок ржаного хлеба, посыпанного солью и бросить горсть соли на каменку. Оградить себя от козней банника можно задушив черного петуха и закопав его в четверг под порогом, уйти пятясь задом и кланяясь.

Выйдя из бани, ее хозяина надо поблагодарить.

Блазень

Блазень — Приведение, призрак, дух. Является в образе блуждающего огонька.

Болотник

Славянские монстры)

Болотник — Злой дух в болоте, старающийся затащить человека в трясину.

Болотницы


Болотница (омутница, лопатница) — дева-утопленница, живущая на болоте. Её чёрные волосы раскинуты по нагим плечам и убраны осокой и незабудками. Растрёпа и нечёса, бледнолицая с зелёными глазами, всегда голая и готовая завлекать людей к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и потопить их в трясине. Болотницы могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищать у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна.

Вилы

Славянские монстры)

File:Witold Pruszkowski-Rusalki.jpgГерои любимых сказок

Вилы — крылатые феи. Обычно живут в цветах. Водяные бывают с рыбьим хвостом.

еще вариант такой

Вилы, самовилы (болг. вила; макед. самовила; серб. вила; хорв. vila; словен. vila; польск. wila)  — в южнославянской мифологии женские духи, очаровательные девушки с распущенными волосами и крыльями. Они одеты в волшебные платья, кто отнимал у них платье, тому они подчинялись. Типологически сходны с русалками.

Ноги у них козьи, лошадиные или ослиные. Вилы закрывают их длинной белой одеждой. К людям, особенно к мужчинам, они относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам. Если разгневать вил, они могут жестоко наказать, даже убить одним взглядом. Они могут лечить, предсказывать смерть, но и сами они не бессмертны.

Вилы могли летать как птицы, обитали в горах. Они владели колодцами и озёрами, обладали способностями «запирать» воды. Если отнять у них крылья, они теряют способность летать и становятся простыми женщинами. Этим нередко пользовались молодые мужчины. Они отбирали у вилы крылья, а затем брали в жёны. Но такой брак никогда не заканчивался удачно. Рано или поздно вила обманом и хитростью выманивала свои крылья обратно и улетала. Дети, рождённые в таком браке, часто оставались брошенными на отца. Но иногда вила-мать могла забрать ребёнка с собой.

В славянской мифологии вилами назывались мифические существа живущие в водоёмах. Они якобы могли предсказывать судьбу записывая её на воде (отсюда идиома: «это еще вилами на воде писано»)


Водяной

Славянские монстры)

Водяной — Дух обитающий в воде.Водяной, водяник, живет в воде, откуда он выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом близ водяных мельниц. Водяному приписывают тоже значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками, которые поэтому не составляют самобытного божества. Народ олицетворяет водяного стариком, постоянно покрытого болотною травою. Водяной тоже требует себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома называет народ — чертова лошадь.

хозяин глубоких темных озер и омутов. Тихими лунными ночами водяной забавляется тем, что хлопает ладонями по воде, а когда рассердится, то разрывает плотины и ломает мельницы. Выглядит он как обмотанный тиной голый старик в шапке из водорослей.

В выборе места для жительства водяные неразборчивы, охотно селятся и в реках, особенно в тех, которые протекают в темных и сумрачных еловых чащах. Недоброжелательство к людям и злобный характер водяного выражаются в том, что он сторожит каждого человека, появляющегося в его владениях. С собой на дно он утаскивает тех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после заката.

Еда его — раки, угри, сомы и налимы. Но водяной может обходиться и мукой или крошками хлеба. Рыбаки должны делится с водяным, отпуская первую пойманную рыбу. Особенно любит водяной тех рыбаков, которые строго хранят свои секреты.

Летом он бодрствует, а зимой спит, ибо зимние холода запирают дожди и застилают воды льдами. С началом же весны, в апреле, водяной пробуждается от зимней спячки, голодный и сердитый, как медведь: с досады ломает он лед, вздымает волны, разгоняет рыбу в разные стороны, а мелкую и совсем замучивает. В эту пору гневливого властелина реки ублажают жертвами: поливают воду маслом, даруют гусей — любимую птицу водяного.
У западных славян водяной назывался Езерним — озерный дух. У него тоже было множество подданных: свитежанки, гопляны и западлинки. Подобно водяницам, они соблазняли неосторожных молодцев своей красотой и увлекали их на дно, чтобы увеличить число подданных Езернима. Возлюбленной его была покровительница горных потоков, которые бегут с вершин в озера, питая их.
Если люди чем-то умудрялись прогневить Езернима, он насылал на них зловредных страшил Чудака и Топельца, а также уродливых водяных дев плюскон, которые до смерти пугали по ночам неосторожных рыбаков. В болото заманивал их Злыдень.


Волкодлак

Славянские монстры)

Волкодлак — (вурколак) в славянской мифологии человек, обладающий способностью превращаться в волка, для чего ему нужно было кувыркнуться через пень, либо вбитый в землю осиновый кол или нож. Люди верили, будто человека можно было заколдовать и превратить не только в волка, но и в медведя, которые затем способны обернуться собакой, кошкой или пнем. Приметой волкодлака являлась шерсть на теле, а от настоящих волков он отличался тем, что задние ноги в коленях у него сгибались вперед, как у человека. По старинным преданиям, волкодлаки под час затмения съедали луну или солнце. Люди верили, что волкодлаки превращались в упырей. Представления о волкодлаках восходят к глубокой древности. Самый удивительный и таинственный герой русского эпоса, Волх Всеславлич, умел принимать образ волка и рыскать по дремучим лесам, одолевая в одно мгновение невероятные расстояния, так что могло показаться, будто он находится в нескольких местах одновременно. В «Слове о полку Игореве» князь Всеслав «рыщет волком в ночи». Мощь волкодлаков бывает такова, что они вызывают лунные затмения во время своих превращений! Скажем, в Кормчей книге (список 1282 г.) повествуется о волкодлаке, который «гонит облака и изъедает луну».
Оборотням помогает чудодейная тирлич-трава. А еще, чтобы превратиться в волка, надо слева направо перекинуться через двенадцать ножей (в некоторых сказаниях — через один, заговоренный, а женщины принимают образ волчиц, перекинувшись через коромысло), воткнутых в осиновый пень или в землю. Когда захочешь снова стать человеком — перекинуться через них справа налево. Но беда, если кто-то уберет хоть один нож: никогда уже волкодлак потом не сможет обернуться человеком.
На такой случай лучше волкодлаку остеречься особым заговором:
«На море на Окияне, на острове на Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый; а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц, золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя, человека и гада, чтобы они серого волка не брали и теплой бы шкуры с него не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской».
Волкодлаки бывают не добровольные, а принужденные. Колдуны по злобе могли обернуть волками целые свадебные поезда! Иногда такие несчастные волки живут отдельной стаей, иногда общаются с другими дикими зверями. По ночам они прибегают под свое селение и жалобно воют, страдая от разлуки с родными. Вообще они стараются держаться поближе к человеческому жилью, потому что боятся дремучего леса, как и положено людям.
Сделаться волком мог против воли и тот человек, которого «по ветру» прокляла мать.
Утешает то, что такому зверю можно вернуть прежний образ — конечно, если распознать его среди настоящих волков. Для этого нужно накрыть его кафтаном или накормить освященной в церкви или благословленной едой.
После смерти волкодлак может сделаться упырем, злобным мертвецом. Чтобы этого не произошло, надо зажать ему рот (пасть) двумя серебряными монетами.
Образ волкодлака, оборотня, живет в мифологии многих народов. У славян — это болгарский вълколак, польский вилколенк, сербскохорватский вуходлак и чешский влкодлак, у англичан это беовульф, у немцев — вервольф. Очевидно, в глубинной памяти народной сохранился древнейший обряд почитания волка, когда жрецы переодевались в волчьи длаки (шкуры), чтобы чествовать свое серое божество.
Впрочем, совсем не исключено, что наши предки все обладали врожденной, но позднее утраченной способностью к ликантропии (так на языке науки называется оборотничество людей в волков и обратно). И, возможно, не погрешил против истины Геродот, упоминавший в своей «Истории» о праславянах-неврах: «Эти люди, по-видимому, оборотни. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние».


Гамаюн

Герои любимых сказок

Гамаюн — птица вещая, «говорун». Воплощение (инкарнация) Велеса — бога мудрости. Посланник богов — она поспевает книгу «Песен». Гамаюн прилетает на блаженный Макарийский остров, находящийся «под самым востоком солнца близ рая». По поверью, когда кричит вещая птица Гамаюн, она счастье пророчит.

Птица Гамаюн — посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.
В старинной «Книге, глаголемой Козмогра-фия» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.
Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.


Горыня

Славянские монстры)

Горыня — титан, горный великан, охраняющий темное царство, по одной из версий может обращаться в Змея. Горыня — один из трех богатырей-великанов (Горыня, Дубыня, Усыня), герой русских сказок. Горыня обладает нечеловеческой силой; в сказках, нарушая (изменяя) природу вещей, помогает главному герою или иногда затрудняет его действия. Захватывает гору, несет в лог и верстает дорогу или на мизинце гору качает. По предположениям, имя это происходит от слова «гореть», и упомянутые три богатыря есть воплощение трех стихий: Горыня — огонь, Дубыня — земля, Усыня — вода

Грифон

Грифон — могучая птица-собака. Грифоны преграждали путь к Рипеиским горам, охраняли золото Ирия. Также грифоны стерегли проход в Пекельное царство.


Деды

Славянские монстры)

Деды — (диды, дзяды) общеславянские духи предков. Дед — хранитель рода и, прежде всего, детей конечно. Старший мужчина, представитель родового старейшинства, который усмиряет страсти внутри клана, хранит основные принципы морали рода, следя за их исполнением. Белорусы и украинцы называли дедом домовое божество, охраняющее домашний очаг.

Дедом называли и лесное божество — хранителя Перунова клада. Деда молили об указании, открытии клада. В Белоруссии хранителя золотых кладов называют Дедка. У Славян особые обряды почитания дедов совершались весной на Радуницу — (седьмой день после Пасхи) и осенью (конец Октября по новому стилю).


Домовой 

Домовой — По общим понятиям, домовой представляет дух безкрылый, безтелесный и безрогий, который живет в каждом доме в каждомъ семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина, или хозяйку. Он прежде кончиною кого ни будь в семействе, воет, иногда даже показывается, кому ни будь из семейства, производит стук, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живет он по зимам близь печки, или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается близь лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит ее, заплетает гриву и хвостъ, даетъ ей корма, от чего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он ее мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть, любима домовым. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает в несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае, он бьет и колотит посуду, кричитъ, топает и пр. Тому, кого любит, завиваетъ волосы и бороды в косы, а кого не любит, то ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят, о какой ни будь неприятности особенно, если синяк больно. Также наваливается во время ночи на спящаго и давит его, так, что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать слова. Обыкновенно эта стена наваливается на того, кто спитъ на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом — «да» или «нет». Говорят, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит близь порога, или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте занимается хозяйской работой, между тем, как невидимому ничего этого не видно. В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичек боится его чем-либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим». При переходе, или переъзде из дома в другой, непременною обязанностью считают в последнюю ночь, пред выходом из стараго дома, с хлъбом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждаго, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любитъ ленивых, особенно ветренные мельницы. Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить; в этом случае пред порогом дома зарывают въ землю череп, или голову козла.


Дубиня

Дубыня — лесной великан, может обращаться в Змея, охраняет Пекельное царство.


Жар-птица

Жар — птица — в славянских сказках чудесная птица, которая прилетает из другого (тридесятого) царства. Это царство — сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска Жар-птицы золотая. Она питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, и по значению своему соотносимыми с живою водою. Когда поет Жар-птица, из ее раскрытого клюва сыплются «перлы», т.е. — рассыпаются блестящие искры молний.


Ичетик

Ичетик — верный помошник водяного, выполняющий за него грязную работу — подмывает крутые берега, разрушает мосты и переправы, заливает посевы. Похож на небольшого водяного.


Кикимора

герои любимых сказок

Кикимора — это мрачное привидение, которое днем сидит «невидимкой» за печью, а по ночам выходит проказить с веретенами, прялкой и начатой пряжей. Она берет то и другое, садится прясть в любимом своем месте, в правом от входа углу, у самой печи.

Сюда обычно сметают сор, чтобы потом сжигать его в печи, а не выносить из избы на ветер и не накликать беды. Впрочем, хотя кикимора и прядет, но от нее не дождешься рубахи, говорит известная пословица, а отсюда и насмешка над ленивыми: «Спи, девушка: кикимора за себя cпрядет, а мать выткет».


Коровья смерть

Славянские монстры)Славянские монстры)

Коровья смерть — Злой дух, убивающий коров. Появляется в виде женщины или животного черного цвета. Пытаются умалить этого духа праздником, который отмечается в марте.


Леший


Леший — (лешак, лесовик) полноправный и неограниченный хозяин леса: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Воплощение Велеса как «буйного духа» необузданной дикой природы.

Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Леший может принимать различные образы.

Чаще всего он является медведем или здоровенным мужиком, но и в этом человеческом образе сохраняет демонические признаки, обычно на нем полушубок. Обладая способностью перевертываться, леший часто прикидывается прохожим человеком с котомкой за плечами.

В Белоруссии его называют «лесным цмоком» (Цмок — одно из хейти Велеса), который — за небрежное отношение крестьян к лесу и своим лесным богатствам — морит у таковых хозяев их скот, высасывает ночью у коров молоко и делает нивы неплодородными.

Леший не столько вредят людям, сколько шутит своеобразным черным юмором или наказывает безалаберных и нехозяйственных, в этом случае вполне уподобляясь Домовому. Но шутит он весьма грубо и подчас буйно, как это и прилично крупному и неуклюжему лесному жителю — медведю. Самые обычные приемы — завести человека в чащу в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустить в глаза тумана, что совсем собьет с толку, и заблудившийся долго будет кружить по лесу.

Однако Леший, как правило, не ведет на прямую погибель. Леший карает — за нерадивое отношение к чему-либо и особо за непочтение к его лесу, хозяином которого он является.

Лихо

Славянские монстры)

Славянские монстры)

Дух зла, неудачи, символ горя. Относительно облика Лиха определенности нет — это либо одноглазый великан, либо высокая худая женщина с одним глазом посреди лба. Лихо часто сравнивают с циклопами, хотя кроме одного глаза и высокого роста, у них ничего общего.

До нашего времени дошла поговорка: “Не буди Лихо, пока оно тихо”. В прямом и иносказательном смысле Лихо означало беду — оно привязывалось к человеку, садилось к нему на шею (в некоторых сказаниях несчастный пытался утопить Лихо, бросившись в воду, и тонул сам) и мешало ему жить.

От Лиха, впрочем, можно было избавиться — обмануть, прогнать силой воли, либо, как это изредка упоминается — передать другому человеку вместе с каким-либо подарком. Согласно совсем мрачным предрассудкам, Лихо могло прийти и сожрать вас.

Дух зла, неудачи, символ горя. Относительно облика Лиха определенности нет — это либо одноглазый великан, либо высокая худая женщина с одним глазом посреди лба. Лихо часто сравнивают с циклопами, хотя кроме одного глаза и высокого роста, у них ничего общего.

До нашего времени дошла поговорка: “Не буди Лихо, пока оно тихо”. В прямом и иносказательном смысле Лихо означало беду — оно привязывалось к человеку, садилось к нему на шею (в некоторых сказаниях несчастный пытался утопить Лихо, бросившись в воду, и тонул сам) и мешало ему жить.

От Лиха, впрочем, можно было избавиться — обмануть, прогнать силой воли, либо, как это изредка упоминается — передать другому человеку вместе с каким-либо подарком. Согласно совсем мрачным предрассудкам, Лихо могло прийти и сожрать вас.

Дух зла, неудачи, символ горя. Относительно облика Лиха определенности нет — это либо одноглазый великан, либо высокая худая женщина с одним глазом посреди лба. Лихо часто сравнивают с циклопами, хотя кроме одного глаза и высокого роста, у них ничего общего.

До нашего времени дошла поговорка: “Не буди Лихо, пока оно тихо”. В прямом и иносказательном смысле Лихо означало беду — оно привязывалось к человеку, садилось к нему на шею (в некоторых сказаниях несчастный пытался утопить Лихо, бросившись в воду, и тонул сам) и мешало ему жить.

От Лиха, впрочем, можно было избавиться — обмануть, прогнать силой воли, либо, как это изредка упоминается — передать другому человеку вместе с каким-либо подарком. Согласно совсем мрачным предрассудкам, Лихо могло прийти и сожрать вас.


Лихорадка

Славянские монстры)


Лихорадка — Дух в облике женщины, поселяющийся в кого-нибудь и вызывающий болезнь.

Магур

Славянские монстры)

дочь громовержца Перуна, облачная дева – прекрасная, крылатая, воинственная, то же, что скандинавская валькирия. Сердце её навеки отдано воинам, богатырям. На поле брани Магур подбадривает сражающихся воинственными кликами, её золотой шлем сверкает на Солнце, вселяя радость и надежду в сердца. Если воин пал от удара вражеского меча или пронзенный стрелой, Магур осенит его своими крылами, коснется охладелых уст и даст выпить воды из золотой чаши в виде черепа. Отведавший живой воды Магур отправится в Ирий, в райские чертоги, для жизни вечной, где и средь неземного блаженства вечно будет помнить последний поцелуй Магур.


Матерь Сва

Матерь Сва — священная птица, инкарнация Великой Матери. Покровительница Руси. Образ птицы Сва совмещает образы многих фольклорных птиц, прежде всего — птицы Гамаюн. Воплощение Богини Лады.


Могол

Могол — (могуль) — могучая птица, унесшая Сурицу с горы Березань, чтобы оживить Перуна. Она же вынесла из подземного царства Велеса.


Овинник

Славянские монстры)

Овиник — Дух, живущий в овине.


Пераскея

Пераскея — Змея, царица подземного царства, супруга Индрика-Змея, а потом — первая жена Волха. Убита Велесом.


Полевк

Полевик — дух злаковых полей. Вид его неясен. Обычно это не очень злой, но шаловливый дух. Его излюбленное время — полдень, потому его часто сопоставляют с полудницей — белой полевой девой. Жертвы полевика — малые дети, забредшие в высокие всходы и пахари, уснувшие в жаркий полдень на поле.


Полудница

Полудница — «солнцева дева», «белая жена»; в полдень показываются у колодцев, и расчесывает свои длинные косы. Также — охранительница полей, засеянных рожью; носит белое платье и от двенадцати до двух часов ходит по нивам.


Рарог

Славянские монстры)

Рарог — сокол. Огненная, солнечная птица. Воплощение (инкарнация) Сварожича-Семаргла. Рарог, по народным представлениям, мог появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Также представлялся и в виде огненного вихря.

Русалки

Славянские монстры)

Русалки — (Криницы, Берегини) водяные девы; также — и души утонувших. Русалки — представители Нави. С наступлением весны, хотя они и оживают, но обитают все-таки в темных недрах земных вод, еще холодных весною.

У западных Славян и малороссов русалки — веселые, шаловливые и увлекательные создания, поющие песни восхитительными и заманчивыми голосами; в Великороссии — это неприветливые божества, растрепы и нечесы: бледнолицые, с зелеными глазами и такими же волосами, могущие защекотать до смерти и потопить.

В образе русалок народная фантазия соединила представления о водяных и лесных девах: русалки любят качаться на древесных ветвях, они заливаются злым хохотом и щекочут насмерть завлеченных к себе неосторожных путников.

На частое отождествление русалок с душами усопших указывает также их прозвание «земляночками», т.е. обитательницами подземного, «нижнего мира».

Любят Русалки привлечь прохожего и начать его щекотать, для отпора надо иметь полынь, которую нужно бросить в лицо. От скуки у заночевавшего стада гусей завёртывают крылья за спиной одно за другое.
Из волшебных предметов у Берегини — Русалки есть гребень, которым она может затопить и сухое место. Доколе она чешет им свои волосы, дотоле с неё будет струиться вода, если же на ней и волосы обсохнут, тогда она умрёт, поэтому она не отходит далеко от берега.


Сирин

Славянские монстры)

Сирин- темная птица, инкарнация Велеса (Змея, Кощея) — царя подземного мира. Сирин от головы до пояса — человек, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает все на свете и умирает; унаследоваля от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос.

Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий.
Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.
Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

Снегурочка

Славянские монстры)

Снегурочка- (Снегурка, Снежевиночка) названа так потому, что родилась из снега. В этом художественном персонаже слышится отголосок предания о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега.

Сказка говорит: «не было у старика и старухи детей; вышел старик на улицу, сжал комочек снега, положил его на печку — и явилась прекрасная девочка. Пошла она на Иванов день с молодежью через костер прыгать, но только поднялась над пламенем, как в ту же минуту потянулась вверх легким паром и унеслась в поднебесье».

Стратим

Славянские монстры)

Стратим - в славянской народной мифологии заменяет Алконоста, воплощение Стрибога — бога ветров. Управляет погодой на море. Стародавние сказания утверждают, что Стратим-птица — прародительница всех птиц — живет на море-океане. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется.
Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса. В этом смысле она подобна Морскому царю. В некоторых сказаниях она помогает герою выбраться с безлюдного острова и долететь до земли — за то, что он спасает и милует ее птенцов. Сохранилось странное и загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля».

Упырь

Славянские монстры)

Упырь — Немертвый (живой мертвец) — существо убивающее людей и сосущее из них кровь или поедающий их.

Упыри низшие духи, демонологические существа. В «Слове об идолах» говориться о древнем почитании славянами упырей. В народных представлениях — это злые, вредоносные духи. Упыри (как и вампиры) высасывают кровь у людей и животных. Их отождествляли с мертвецами, выходящими по ночам из могил, подкарауливающими и убивающими людей и домашний скот. автор энциклопеди Александрова Анастасия
По народным поверьям, упырями становились люди, умершие «неестественной смертью» — насильственно убиенные, спившиеся пьяницы, самоубийцы и т.п., а также колдуны. Считалось, что земля не принимает таких мертвецов и потому они вынуждены скитаться по миру и причинять вред живым. Подобных покойников хоронили вне кладбища и подальше от жилья. Такая могила считалась опасным и нечистым местом, ее следовало обходить стороной, а если приходилось пройти мимо, следовало бросить на нее какой-либо предмет: щепку, палку, камень или просто горсть земли. Для того, чтобы упырь не выходил из могилы, его следовало «успокоить» — выкопать труп из могилы и проткнуть осиновым колом.
А для того, чтобы умерший, не доживший «свой век», не превратился в упыря, ему подрезали коленные сухожилия, чтобы не смог ходить. Иногда на могилу предполагаемого упыря сыпали угли или ставили горшок с горящими углями.
Специальным днем повиновения покойников у восточных славян считался Семик. В этот день обязательно поминали и всех безвременно скончавшихся родственников: некрещеных детей, девушек, умерших до вступления в брак. Кроме того, в Семик принимали особые меры против заложеных покойников, способных по преданию нанести вред человеку. В их могилы забивали осиновые колья или острые металлические предметы.
В Семик устраивали захоронения тех, кто по тем или иным причинам оставался непогребеным. Для них выкапывали общую могилу и хоронили с молебном и отпеванием. Считалось, что иначе заложенные покойники могут отомстить живущим, насылая на них различные бедствия: засуху, бурю, грозу или неурожай

Усыня

Славянские монстры)

Усыня — великан, охраняет проход в Пекельное царство.

Фенист


Финист — сокол, птица-воин, инкарнация бога войны — Волха, защитник Руси.


Бродница

Герои любимых сказок

Девицы — Красавицы с длинными волосами, охранительницы бродов. Они живут вместе с бобрами в тихих заводях, подправляют и стерегут броды, мощенные из хвороста. Перед вражьим наступлением бродницы незаметно разрушают брод, направляя неприятеля в топь или омут.

Кощей — Бесмертный

Славянские монстры)

Один из хорошо известных нам старославянских отрицательных персонажей, обычно представляемый в виде худого, скелетообразного старика с отталкивающей внешностью. Агрессивен, мстителен, жаден и скуп. Трудно сказать, был ли он персонификацией внешних врагов славян, злым духом, могущественным волшебником или уникальной разновидностью нежити.

Бесспорно, что Кощей владел очень сильной магией, сторонился людей и часто занимался излюбленным для всех злодеев в мире делом — похищал девушек.

Змей горыныч

Змей Горыныч — в русских былинах и сказках, представитель злого начала, дракон с 3, 6, 9 или 12 головами. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна

Индрик — зверь

Герои любимых сказок

Индрик-зверь — в русских легендах “всем зверям отец”, персонаж Голубиной книги. Индрик — искаженное имя бога Индры (варианты “инорог”, “инрок” могут вызвать ассоциацию с единорогом, но при этом ИНДРИК описывается с двумя, а не с одним рогом). ИНДРИКУ приписывались свойства других фантастических образов средневековой книжной традиции — царя вод, противников змея и крокодила — “онудра” (выдры) и ихневмона, сказочной рыбы “еньдроп”.

Согласно русскому фольклору, Индрик — подземный зверь, “ходит по подземелью, словно солнышко по поднебесью”; он наделяется чертами хозяина водной стихии, источников и кладезей. И. выступает как противник змея.

Бабай

Славянские монстры)

Баба́й (баба́йка) — ночной дух, воображаемое существо, используемое родителями, чтобы запугать непослушных детей. Иногда Бабай не описывается вообще; в этом случае дети могут вообразить его в наиболее страшной форме.
:
Обычно Бабай используется, чтобы непослушные дети не вставали с кровати после того, как их уложили спать. В этом случае родители говорят, что Бабай прячется под кроватью, и что он заберёт ребёнка, если тот встанет.
У древних славян, когда приходит время ночного сна, бабай из огорода или из береговых зарослей приходит под окна и сторожит. Услышит капризы и детский плач — шумит, шуршит, скребётся, стучит в окно. Но нигде не встречается, чтобы бабай забрал и унёс ребёнка, он только пугает

Название «бабай», видимо, произошло от тюркского «баба», бабай — старик, дедушка. Этим словом (возможно, и в напоминание о татаро-монгольском иге) обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. В поверьях северных районов России бабай — страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна, особенно для детей.

Доня и Недоля

Славянские монстры)

Русское слово «Бог» родственно индийскому bhagas, где «bhag» означает «делить». То есть Бог — высшее существо, наделяющее нас, смертных людей, особыми дарами, счастьем. Слова богатый (на санскрите — бхагават) и богатырь имели смысл: бог одарил их благополучием или силой. Наоборот, отрицательная частица означала, что бог не дал счастья этому человеку и потому он убогий (бедный, болезненный слепой, калека), небога (бедняк, сирота) или вовсе небожчик (покойник).
В декоративных украшениях даже на православных храмах изображали двух рожаниц — счастливую Долю и лихую Недолю (Храм Спаса на Ильине, Великий Новгород и др.)

Судьба слепа, говорили: «Лентяй лежит, а Бог для него долю держит», — то есть ее получают не за заслуги, а по случайному выбору. Считалось, что от судьбы не уйдешь, но все же ее можно было улучшить или ухудшить с помощью определенных ритуалов. Например, не следовало проходить под поваленным деревом — «долю себе убавишь». Существовал ежедневный обычай, когда главный в семье подтверждал долю домочадцев: нарезал каравай и вручал каждому его часть, большую или меньшую. Часто герои сказаний отправлялись в дорогу, чтобы свою долю найти, то есть изменить ее на лучшую.
Но Доля бывает разной, уж кому какая выпадет, когда человек появляется на свет: в лихую годину или в счастливый час.
Слово счастье имеет в виду часть высшего дара, большего или меньшего. А доля — не только судьба, которой наделяют, но и богиня, воплощенная идея Всевышнего.
Идея судьбы-слуги была известна еще в Древнем Египте, где каждый человек, когда подходил срок отправляться в мир иной, прихватывал с собой куколку — ушебти (у богатых египтян их было несколько). На том свете, как и на этом, нужно было работать — возделывать поля. Ежедневно боги-смотрители устраивали перекличку, а за душу умершего откликалась его ушебти. Она же и работала потом без устали за хозяина, пока тот отдыхал в тенечке.
В Риме Доля называлась Фортуной и имела такое же значение.
Позже, в христианские времена, Доля и Недоля, Счастье и Злосчастье стали восприниматься как две силы, влияющие на человека: светлая — ангел, стоящий за правым плечом, и темная — черт, выглядывающий из-за левого плеча. Потому-то, когда случится что-то плохое, в этом видят проделки черта и трижды плюют на него через левое плечо.


Ну вот что успела написать)) существ еще много, всех и не вспомнишь!!!



Какая Есть
Какая Есть
Арсений-Ангелочек
16 лет
Станислав-Ангелочек
14 лет
Ева
9 лет
Тверь
3259855

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
TatЬyanka
TatЬyanka
жулик
13 лет
Нижний Новгород

Я лишний раз убеждаюсь, что наших детей учат не тому, чему надо! Сейчас дочь по литературному чтению проходят скандинавские сказки, «Волшебный мелок»… Девочки, это просто ужас, а не сказка, по-моему ее написал наркоман со стажем(((( Больше я никак не могу сказать… Так ведь еще по заданию надо самим придумать продолжение сказки, т.е. такую же «ересь» написать! ПИСДЕЦ!!! Я больше ничего не могу сказать) Так и хочется нашему министру образования эту сказку засунуть в ж о п у((((

Пожаловаться
•●•●МилыйДоХтор●•●•
•●•●МилыйДоХтор●•●•
Александр
19 лет
Софья
12 лет
Руза
Почитай современные норвежскиие сказки...или вообще любое европейское издание для детей...Мелок тебе покажется детским лепетом)
Пожаловаться
Лурека Инесса
Лурека Инесса
Жозефин
10 лет
Ницца
а о чём там?Я не читала.
Пожаловаться
Надежда
Надежда
Новосибирск

В перерывах между проектами для клиентов с мировым именем (The New York City Ballet, Bloomsbury, Pearson Education UK) Александр Янссон (Alexander Jansson) создает сказочный мир. В нем живут трогательные человечки и животные, там есть карусели, передвижные дома и корабли-призраки, огромные коты и лисы со своими маленькими наездниками.

Итак, немного пищи для вашего внутреннего ребёнка!

Фанки

Зима

Доктор Блюминар и его волшебный летающий стол

Сова, продающая мороженое

Большой Снежок

Метель

Рольф

Спящий дом-3 (никакого отношения к злободневному шоу не имеет)

Господин Саксонтон Каштан рассказывает печальную историю у костра

Новогодняя ночь

Корабль-призрак «Летучий Ригмор» на охоте у береговой линии Босколандии

Осень

Рынок у двойного дерева

Лаборатория профессора Грюнвальда Больтенхаррера

Бартоломио Хаммерфинк и Фэн Кеннингтон

Пианист-путешественник

Однажды вечером им стало скучно и они решили ненадолго поменяться местами...

Житель мира Боско

Немые певцы-путешественники

В июне

Погружение

Особые часы под названием «Сельма»

Даже монстры иногда должны купаться...

Уилфред

Колесо обозрения «Рамблетор»

Нелегкий путь

Летающий дом Мисс Молли Сороки

Переход (ночь)

Ваниль

Подводный снег

Машина-пугало

Дом Писателя

Всем добрейшего дня и отличного настроения!

Пожаловаться
Dina
Dina
Лерочка
10 лет
Виталий
7 лет
Дмитров
Очень красивые иллюстрации!

Детки любят такое всё волшебное =)

Пожаловаться
Евгения
Евгения
Всеволожск
Очень понравилась подборка. В закладки. Хочу теперь набор картин в дом с этими картинками. В детской вообще супер смотрелось бы (если бы она была, вот купим и тогда… :-)
Пожаловаться
Надежда
Надежда
Новосибирск
Евгения 

для детской отлично бы подошли… волшебные)

Пожаловаться
Юлия
Юлия
Новосибирск
Волшебство!!! Очень очень понравилось!!
Пожаловаться
Дашуня
Дашуня
Новосибирск

Красота неописуемая!

Пожаловаться
Анастасия Комогорцева
Анастасия Комогорцева
Новосибирск

Очень круто!

Пожаловаться
МамаТаня
МамаТаня
Иван
10 лет
Фёдор
7 лет
Волгоград

видимо мне одной эти картинки как-то не оченьтак много тумана, темноты, каких-то монстров непонятного происхождения и прочей совершенно недетской на мой взгляд несуразицы… я бы сказала — бред душевно неспокойного человекасвои детям я такое бы точно не стала показывать и тем более клеить в комнате вместо обоев

Пожаловаться
Дарья
Дарья
Талды-Курган
МамаТаня 

+1. не вы такая мне тоже как то не очень и про душевную неуравновешенность прям в точку)))

Пожаловаться
Дарья
Дарья
Талды-Курган
МамаТаня 

+1. не вы такая одна мне тоже как то не очень и про душевную неуравновешенность прям в точку)))

Пожаловаться
Надежда
Надежда
Новосибирск
МамаТаня 

в чем вы признаки душевной неуравновешенности углядели?

Пожаловаться
Дарья
Дарья
Талды-Курган
МамаТаня 

а вы внимательней на картинки посмотрите, везде темные краски, все верх дном, какие то чудовища не понятные, вообщем явно не для детской психики. Да и я бы тоже не стала сама смотреть.

Пожаловаться
Надежда
Надежда
Новосибирск
МамаТаня 

глупости...

Пожаловаться
Дарья
Дарья
Талды-Курган
МамаТаня 

у каждого своя точка зрения, я вам свою не навязываю, я высказала свое мнение.

Пожаловаться
КоШкА˙·•●●•·˙ЧеШиРа
КоШкА˙·•●●•·˙ЧеШиРа
Чешир-младший
10 лет
Новосибирск
Прикольно!)
Пожаловаться
Тина
Тина
Москва

рисунки действительно очень теплые.вкусные я бы сказала, хочешь не хочешь появляется улыбка на лице… а то, что некоторые видят в этом душевную неуравновешенность, темные пугающие краски, несуразицу, так это вполне объяснимо-мы все видим, то что есть мы сами, что внутри нас самих, внешний мир это просто отражение нашего внутреннего мира, вот и все))))))

Пожаловаться
Надежда
Надежда
Новосибирск
Тина 

++++++ согласна во всем!

Пожаловаться
мила
мила
Алиса
17 лет
Арина
17 лет
Святогор
10 лет
Кимры



Пожаловаться
Юленька -‘๑’-juli-‘๑’-
Юленька -‘๑’-juli-‘๑’-
Ника
16 лет
Вика
12 лет
Санкт-Петербург
Ой, Катюша, как интересно!!! С таким удовольствием почитала!!
Вспомнила в детстве мне мама про многих читала, особенно Анчутки запомнились!!! Написал Юрий Иосифович Коваль книга «Журавли» 1983 года, а рассказ так и называется Анчутки.
Пожаловаться
Какая Есть
Какая Есть
Арсений-Ангелочек
16 лет
Станислав-Ангелочек
14 лет
Ева
9 лет
Тверь
На до же) ну вот вспомним детство)) а меня бабайкой пугали))
Пожаловаться
DrHella
DrHella
Владимир
спасибо!
Пожаловаться
Какая Есть
Какая Есть
Арсений-Ангелочек
16 лет
Станислав-Ангелочек
14 лет
Ева
9 лет
Тверь
Пожалуйста!)