Бунт на корабле или 6 детских возрастных кризисов

21 января 2013, 22:26

Бунт на корабле

Еще вчера малыш был милым и ласковым, слушался старших и не шалил, а сегодня он невыносим — капризничает, плачет и постоянно талдычит одну и ту же фразу: «Я САМ». Неожиданные перемены, не правда ли? Оказывается, ничего страшного в детских перевоплощениях нет, это просто… очередной кризис. Причем в такие моменты, как это ни странно, самому нарушителю спокойствия подчас намного труднее, чем его родителям. Почему возрастные кризисы растягиваются во времени и могут становиться причиной болезней во взрослой жизни, знает семейный психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии АПН Украины Елена ВОЗНЕСЕНСКАЯ.

6 детских возрастных кризисов

Переходный возраст Согласитесь, слово «кризис» хороших ассоциаций не вызывает. На ум сразу приходит что-то неприятное, болезненное и обязательно проблемное. Дело в том, что мы не любим перемен, а кризис всегда подразумевает изменения. Кризис (от греческого — «решение, поворотный пункт») — особый период жизни, сопровождающийся резкими психологическими изменениями. Но, несмотря на то что внешне он может выглядеть как нечто разрушительное и нарушающее размеренную жизнь, без него не обойтись. Психологи считают, что именно благодаря кризисам человек поднимается на новый уровень развития. Они показывают, что есть нечто устаревшее (например, модели поведения), неподходящее для применения в новой реальности. Кризис не может разрешиться за месяц, ведь для формирования нового качества нужно время — полгода, а то и целый год. Классикой жанра у детей считаются кризисы 1 года, 3, 7 лет и пресловутый подростковый — 13 лет.

Интересно, что этапы взросления не всегда были такими как сейчас. 100— 200 лет назад 14-летние подростки уже женились и выходили замуж, брали на себя ответственность за новое поколение. Сейчас наблюдается прямо противоположная картина — происходит общая инфантилизция общества. Мы становимся взрослыми в лучшем случае к окончанию института. Миру взрослых удобно, чтобы дети дольше оставались зависимыми, ведь так легче ими управлять. Согласитесь: намного проще одеть трехлетнего ребенка, чем ждать, пока он неумелыми ручками застегнет все пуговки. Современный ритм жизни настолько ускорился, что родителям некогда ждать, пока ребенок справится с заданием самостоятельно. Естественно, это вызывает сопротивление малыша — он требует свободы пока только на уровне пуговиц. В результате кризис затягивается, и ребенок не может перейти на следующий уровень развития. А ведь достаточно дать ему столько свободы, насколько позволяет возраст, и растить самостоятельного, уверенного в себе человека.

Кризис новорожденного.  Это самый первый и самый короткий переломный момент в жизни малыша. Переход из уютного маминого животика во внешний мир с его ярким светом, громкими звуками и осязательными ощущениями — это всегда стресс, который вынуждает приспосабливаться к новым условиям. У грудничка формируются эмоции, которые помогут ему выражать свои потребности и желания. К трем месяцам первый кризис минует.

1 год.  Второй переломный этап, который может начаться как в 9 месяцев, так и в 1,5 года, связан с серьезной перестройкой физиологии малыша: еще вчера он полностью зависел от мамы, а к году уже начинает ходить, может дотянуться до множества недоступных раньше предметов. Ученые доказали, что мозг грудничка за этот период усваивает столько информации, сколько взрослый человек осилил бы лишь за 60 лет. К концу кризиса у малыша формируется осознание трех важный моментов: «я существую», «я существую отдельно от других», «я хочу». Происходит разрыв «психологической плаценты» между мамой и малышом, он начинает осознавать себя отдельной личностью. К тому же он пробует определить свои желания: я хочу кашу, а не творог, хочу спать, а не гулять. К сожалению, в большинстве случаев мама навязывает ребенку свое мнение, лишая его права выбора. И зря. Если у малыша в этот период не сформируется понятие «я хочу», став взрослым, ему будет трудно понять свои желания: он не сможет ответить на элементарный вопрос, чего же он хочет. Не сформировавшись в год, эта структура может не сформироваться никогда. И еще: если в годовалом возрасте не позволять малышу самостоятельно есть и заставлять садиться на горшок, когда он не хочет, есть риск кормить его из ложечки и надевать памперсы вплоть до школьной скамьи.

3 года. Кризис может начаться в 2,5 или даже в 3,5 года. Фраза «Я сам» приобретает фантастический размах, чему сопутствуют истерики, упрямство и несговорчивость, формируется жажда исследовательской деятельности. И что же встречают на пути к познанию маленькие исследователи? В лучшем случае «нельзя», «не трогай», «не лезь», «не бросай», в худшем — шлепок по попе. Постоянные запреты не оправданы и, по большому счету, невыполнимы: трехлетка не может тихо сидеть и молчать по команде — чтобы развиваться, ему нужно двигаться, трогать, пробовать.

В этом же возрасте малыш учится проявлять свои эмоции. Некоторые родители запрещают детям выражать негативные чувства, например, гнев. Худший вариант: сердиться позволено родителям, но нельзя ребенку. В таком случае малыш будет считать свой гнев разрушительным. Как бы удивились взрослые, если бы узнали, что ребенок искренне считает, что его собственный гнев может кого-то убить! В результате он сдерживается, и… его эмоции разрушают его же здоровье. Отсюда берут начало многие болезни, которые психологи называют соматическими: неврозы, энурез, заикание.

Еще одна потребность трехлетнего ребенка — свобода в общении с другими детьми. Предоставьте ему возможность научиться взаимодействовать в коллективе. Правда, он еще не умеет общаться, и задача родителей направлять малыша: играть можно, драться, плеваться, кусаться нельзя.

6—7 лет.  Этот кризис смело можно называть «школьным»: как только ребенок идет в первый класс, жди появления кризисных симптомов. Это связано с новым статусом ребенка — ученик. С одной стороны появляется новая степень свободы, с другой — новые требования: подчиняться общей дисциплине, слушать учителя, слаженно действовать в коллективе. Кризис у всех первоклассников происходит практически одновременно. Первое время маленьким ученикам приходится очень тяжело, поскольку нужно научиться подавлять свои эмоции: нельзя выйти, когда вздумается, нельзя смеяться и разговаривать, когда хочется, нужно поднимать руку и ждать, когда тебя вызовут. Ограничение действий приводит к тому, что ребенок становится капризным, плаксивым, тревожным, а может, наоборот, проявить излишнюю агрессивность и раздражительность. Что же делать? Во-первых, дать ему привыкнуть к новым условиям, во-вторых, предоставить свободу там, где она нужна. Например, шестилеток вполне может самостоятельно делать домашние задания.

10— 12 лет.  Этот кризис не отличается особой яркостью и интенсивностью, но все-таки может показать свои «коготки». Именно в этот период ребенок пытается найти золотую середину между собственным «Я» и мнением коллектива. Согласитесь, сложно принять решение, когда речь идет о том, чтобы прогулять урок вместе со всем классом или пойти на него «последним героем». Дело осложняется тем, что заканчивается младшая и начинается средняя школа, а это значит, что нужно ходить по кабинетам и привыкать к новым учителям. В это же время начинаются изменения на физиологическом и психологическом уровне — не за горами период гормональных бурь. В этот непростой период дети учатся формировать и, главное, выражать собственное мнение. К сведению родителей: если между 10 и 12 годами ребенок не имеет своей точки зрения, приобрести ее в дальнейшем будет более проблематично. Поэтому рекомендация: не забывайте интересоваться, что думает по поводу поездки к бабушке или планов на выходные сын или дочь. И считайтесь с мнением ребенка.

13—16 пет.  Подростковый кризис может проявиться как в 13, так и в 16 лет. Его интенсивность напрямую зависит от того, насколько успешно миновали все предыдущие кризисные моменты, и насколько успешно сформировались все необходимые для взрослой жизни качества: умение общаться в коллективе, принимать решения, иметь свое мнение и отстаивать его. Если все навыки приобретались в нужно время и в нужном объеме, тинэйджерский кризис может исчерпать себя за несколько месяцев. «Если же ребенок чувствовал гиперопеку, недостаток свободы и самостоятельности, проблем не избежать, — считает Елена Вознесенская. — Мало того, что в организме 13-летнего человека бушует гормональная буря, и он сам не понимает, что с ним происходит, ему приходится учиться тому, что другие дети осваивали на протяжении многих лет. Поэтому чем меньше самостоятельности родители давали ребенку в раннем возрасте, тем больше трудностей в эти годы». Подросток хочет свободы? Дайте ему ее, но с оговорками. Например, хочешь на дискотеку — иди, но вернись к 22 часам. Не категорически запретить, а объяснить, где находится граница дозволенного и, главное, почему нужно поступить именно так. Детское упрямство, капризность и конфликтность обостряются лишь в том случае, когда родители игнорируют новые потребности ребенка и, наоборот, смягчаются, если позволить подростку быть хоть чуточку самостоятельнее.

Татьяна Биленко

4,3
0
0
Happy Mama Logo

Мобильное приложение«Happy Mama»УСТАНОВИТЬ БЕСПЛАТНО

Комментарии

Мама не пропустит

Что ребенку и слоненку изрядно портит настроение?
Детский носик в безопасности!
А у вас какое хобби?
Отпуск без аллергии
Узнайте, какая вы супер-мама!
Кругосветное путешествие по увлекательному миру ароматов
ТОП 5 самых приятных запахов
Выиграй сертификат в SPA
Говорим о составе, ничего не скрывая
Будьте осторожны: вдруг это не аллергия!
Планируете новогодние каникулы?
Секреты правильного ухода за кожей малыша
Что важнее: питание или развитие?
Что делать, когда ребенок проголодался в дороге?
Как не тратить время зря?
Фотоконкурс! Мойка воздуха в подарок
Это была любовь с первого взгляда!
Как провести время правильно?
Я была приятно удивлена его мягкостью!
Как воспитать маленького гурмана?
Выбери подгузники, которые подходят твоему малышу
О любви к прекрасному
Участвуйте в фотоконкурсе счастливых моментов!
Ложка, малыш, мама: кто третий лишний?
Лайфхаки для успешных мам
Как найти время для себя?
Сколько нежности в вашей материнской заботе?
Все вопросы об атопическом дерматите здесь
Насколько важна материнская нежность?
Скачайте колыбельную для вашего крохи!
Конкурс: кто главный по погоде в доме?
Какой фруктовый перекус понравился малышам?
Мама должна разбираться в этом, если ее ребенок...
10 правил уборки детской комнаты
Ничего не успеваете? Мы знаем, что делать
Как Ваня с аллергией боролся
Идеи для развивающих игр из подручных средств
Отправляем мам на отдых!
Правда, что девочкам объятия нужны больше?
ВИКТОРИНА. Супер-мамы существуют?
Как мы тестировали самые нежные подгузники
Контроль Бэби.ру: тестируем подгузники
Бывает ли у горла местный иммунитет?
Очень мягенький, приятный на ощупь, без неприятного запаха. Что это?
В чем преимущества нежных подгузников
Спит и посапывает: осторожно, не разбуди!