Когда малыш огорчен, расстроен, испуган, он приходит к родителям в надежде, что его услышат и поддержат. Однако не все взрослые способны помочь малышу. Иногда детские проблемы кажутся мамам, папам и представителям старшего поколения смешными, несуразными. Так происходит обесценивание. Психолог Анна Захарова перечисляет, как это бывает:
«Что ты переживаешь по пустякам?», «Расстраиваешься из-за ерунды», «Бесишься без повода», «Это ещё что? Вот у меня еще хуже ситуация была».
Чаще всего, это говорят, когда хотят успокоить, но, как правило, эти слова имеют обратный эффект, – поясняет* специалист. – Обесценивание – один из видов психологического насилия. В ситуации, когда чувства человека не признаются значимыми и важными формируется один из типов невротического поведения, который приводит к тому, что человек сам начинает обесценивать себя, свои достижения…Теряется опора на себя.
Всякий раз, когда ребенок слышит, что его проблема – пустяк, ерунда, не надо об этом думать и тем более плакать, он перестает доверять себе и начинает искать внешней оценки. И по мере взросления все чаще будет в ней нуждаться.
Психолог рассказывает и о другой грани обесценивания эмоций ребенка. Бывает, что родители высмеивают детские переживания, взрослым может казаться забавным расстройство ребёнка. Анна Захарова привела пример, как не надо поступать в этом случае и рекомендовала правильный вектор. Например, малыш боится засыпать в темной комнате. Специалист перечислила* варианты, обесценивающие детские эмоции:
- Чего выдумываешь, всегда же нормально спал!
- Быстро спать! Замолчи и глаза закрой!
- Куда пропал мой смелый рыцарь, который ничего не боится!?
- Тебе уже 5 лет, а все туда же.
- Боишься? Хаха, давай во всей квартире выключим свет и посмотрим, как нас всех съест твоё чудище?!
А вот эти слова помогут ребенку понять, что взрослым близок его страх:
- Да, я вижу, что ты боишься(констатация).
- Когда я была маленькая, я тоже много чего боялась (присоединение).
- Давай подумаем, что мы можем сейчас сделать, чтобы было не страшно? (признаем право на чувства, разделяем ответственность с ребёнком).
- Мне в детстве помогало, когда был включен ночник (подсказываем решение).
Чтобы не обижать ребенка обесцениванием его эмоций, психолог советует видеть грань между отражением чувств и их оценкой.
Отражение– констатация факта эмоции и её причины (ты расстроился, потому что ты голодный). Оценивание– собственные мысли насчёт чужих чувств («опять ты ноешь! « т.к.само слово «ныть» отрицательно окрашено, оно уже содержит оценку и сразу наше отношение к происходящему).
Подводя итог теме, психолог Анна Захарова советует родителям уважать чувства ребенка, разрешать ему их испытывать и не забывать про невербальный канал коммуникации.
Мимолетный вздох, закатывание глаз, усмешка, закрытая поза и прочее действуют на наших детей иногда сильнее слов, – подчеркивает специалист.
А вам знакомо обесценивание эмоций?
Читайте также:
- Совет дня: обсуждайте с ребенком его страхи правильно
- Совет дня: используйте этот метод, чтобы успокоить ребенка
- Совет дня: помогите ребенку преодолеть страх темноты с помощью… театра
Все фото: Depositphotos